Интервью Генерального директора ГМК «Норильский никель» Владимира Стржалковского телеканалу "Россия 24"

НИА-Заполярье

 Выручка "Норильского никеля" за первый квартал текущего года выросла на 41 процент, увеличился и размер дивидендов за прошлый год. Учитывая, что по итогам 2008 акционеры вообще остались без выплаты из-за убытков компании. Что изменилось и что хочется изменить? Об этом мы поговорим с генеральным директором "Норильского никеля" Владимиром Стржалковским.

 Выручка "Норильского никеля" за первый квартал текущего года выросла на 41 процент, увеличился и размер дивидендов за прошлый год. Учитывая, что по итогам 2008 акционеры вообще остались без выплаты из-за убытков компании. Что изменилось и что хочется изменить? Об этом мы поговорим с генеральным директором "Норильского никеля" Владимиром Стржалковским. 

 

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте. Первый вопрос: 2009 для "Норильского никеля", как и для многих других компаний, оказался непростым. Цены на никель и медь были низкими, в 2010-м дела пошли в гору. Насколько хорошо себя чувствует Норникель в наши дни, сегодня?

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ, генеральный директор ОАО "ГМК "Норильский никель": Действительно, 2009 год был очень тяжелый и для всей мировой экономики и для российской экономики, и конечно, "Норильский никель" не являлся исключением. Уменьшились в разы и цены на металлы, усложнился процесс сбыта продукции, потому что увеличивались и запасы наших металлов на складах предприятий, крупных компаний, так и на мировых биржах, в первую очередь на Лондонской бирже. В этот период оказалось достаточно большое кредитное плечо, которое "Норникель" получил, приобретая в предыдущие годы зарубежные активы, поэтому ряд таких факторов показывал, что "Норильскому никелю" надо сосредоточиться, сконцентрироваться, убрать лишние издержки, оптимизировать траты, оставить только разумные траты, уйти от непрофильных активов, и, безусловно, все это делать с пониманием того, что сокращать людей, в первую очередь в Норильске, нельзя, потому что им в кризис просто некуда будет пойти работать. Вот такое сочетание негативных ситуаций было в прошлом году. Рад, что в целом мы завершили год успешно, не скрою, лучше, чем мы сами ожидали, не только аналитики. Наша чистая прибыль по итогам 2009 года составила 2 миллиарда 651 миллион долларов. Мы заплатили долгов 1 миллиард 200 миллионов долларов, причем, ничего не брали, только платили. И уже за эту первую половину года, мы в конце июня, через несколько дней, погасим в сумме за первое полугодие еще 2 миллиарда 200 миллионов долларов долгов. Кроме того, мы приняли решение по итогам 2009 года, это решение должно утвердить собрание акционеров, безусловно, по процедуре, выплатить дивиденды в размере 50 процентов от чистой прибыли.

ВЕДУЩИЙ: А на одну акцию это сколько получается?

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: Это 210 рублей на одну акцию. Если считать по доходности, то 4,5 процента годовой доходности.

ВЕДУЩИЙ: Это вполне прилично, учитывая, что был кризисный момент. А когда проблемы навалились на "Норильский никель", как снежный ком, учитывая, что был глобальный кризис, в первую очередь какие шаги вы предприняли? Это: избавление от непрофильных активов, либо забота о своих сотрудниках, о рабочих компании?

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: Все эти вопросы решать всегда приходится одновременно, поэтому была принята программа, на основе программы был издан приказ об оптимизации расходов, об упорядочении расходов. Мы определили, где мы можем подсократиться, что в первую очередь нам все равно надо сделать, а что можно отложить на последующие периоды. Безусловно, сократили, как я уже сказал, непрофильные траты, в частности: на спортивные команды были очень большие траты, большие траты были на консультации, рекламу и прочее.

ВЕДУЩИЙ: По всем направлениям пришлось урезать.

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: Можно было безболезненно урезать. Сократили мы и головной офис значительно. За полтора года на 30 процентов, без ущерба для работы. С моей точки зрения, стало еще более функционально, потому что каждый человек знает, чем он занимается. А в Норильске, я уже сказал, мы приняли решение не сокращать, и государство нам пошло навстречу, у нас практически год не существовало пошлины на никель.

ВЕДУЩИЙ: Это в какой-то мере спасло ситуацию?

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: Это серьезно способствовало, и потом, было понятно, что государство тоже готово в случае какого-то негативного развития ситуации тоже оказать содействие. Моральная поддержка - тоже очень важна.

ВЕДУЩИЙ: Владимир Игоревич, кризис, как правило, обнажает сильные и слабы стороны той или иной компании. Горно-металлургический комплекс - тоже не исключение. Что вы для себя выявили, что определили на будущее, над чем нужно поработать и что понравилось, что было действительно хорошо?

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: Еще раз подтвердилось, что "Норильский никель" - это самый низко затратный производитель никеля и один из самых низко затратных производителей меди, платины и палладия в мире. Безусловно, для нашей компании выдерживать резкое падение цен было легче. Какие выводы сделаны? Конечно, должно быть соразмерное кредитное плечо. Кредиты не должны давить и не должны не давать возможности развиваться компании, должны давать возможность инвестировать, чтобы компания развивалась, росла, модернизация производства своевременно происходила. Сейчас мы серьезно сократили кредиты, и это благоприятно сказывается на перспективах развития компании. Какой еще вывод? Наверное, в первую очередь всегда надо понимать, что экономика не может расти вечно, бывают периоды кризисов и спадов, поэтому всегда надо быть готовым к тяжелому периоду. С нашей точки зрения, недостаточно было уделено внимания перспективам развития производства именно российских активов. Был сделан упор на приобретение иностранных, что не дало даже близко того эффекта, который ожидался. А в тех регионах, где присутствует компания, существует и инфраструктура, и человеческий потенциал, и транспортный потенциал, поэтому в первую очередь сейчас будет уделяться внимание инвестициям, именно в тех местах, где расположены компании.

ВЕДУЩИЙ: Рынок сбыта до кризиса и рынок сбыта после кризиса. Насколько он изменился: он стал гибче или наоборот строже к тем компаниям, которые выходят на рынок?

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: Очень правильный вопрос. Действительно, мы почувствовали во время кризиса, что необходимо больше диверсифицировать рынки сбыта. Если в предыдущие годы основным рынком сбыта были Европа и в какой-то мере США, то за последний год-полтора мы расширили наши предложения в Индии и в Китае, и существенно. В Китае и Индии - мы крупнейший поставщик наших металлов для этих стран. В Китае открыли и сбытовой офис дополнительный в Шанхае, это дало существенные результаты. Теперь у нас более сбалансированный рынок, и он не зависит так от группы стран, которые может поразить кризис или возникнут определенные сложности с развитием экономики. Таким образом, достигается устойчивость. Может быть, здесь не вырастают доходы, но устойчивость - тоже очень важный фактор стабильности работы компании.

ВЕДУЩИЙ: Тоже немаловажный фактор - ранее вы заявляли, что выплаты по долгам в 2010 году придется реструктурировать. Что удалось сделать, какие долги остались, за какие долги удалось расплатиться?

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: До конца июня эти деньги есть, уже приготовлены. В первом квартале мы выплатили 345 миллионов долларов, сейчас выплатим еще 1 миллиард 830 миллионов долларов по нашим долгам. Останется около 3 миллиардов. Соответственно, это разбито: часть - 700-800 миллионов - в этом году, в зависимости от ряда обстоятельств, и на 2011-2012 остается примерно одинаковая сумма. Это вполне посильно для компании. Тем не менее, мы провели необходимые корпоративные решение, которые дают нам возможность в случае необходимости разместить на российском рынке облигации траншами на общую сумму до 100 миллиардов рублей. Траншы, если будет такая необходимость, мы будем выпускать по 10-15 миллиардов, по мере необходимости.

ВЕДУЩИЙ: А останутся деньги на то, чтобы поддержать своих сотрудников? Хочется узнать, будет ли разрабатываться какая-то новая программа, учитывая то, что могло произойти во время кризиса - массовые увольнения, какая-то поддержка разрабатывается в дальнейшем?

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: Безусловно, "Норильский никель" - это не только компания, которая принадлежит своим акционерам, но она должна учитывать интересы государства, потому что это стратегическая компания. А интересы государства - это забота о своих жителях, о своем населении. Мы тоже заинтересованы, чтобы со стороны работников было позитивное отношение и к руководству компании, и к основным акционерам. Нам, несмотря на кризис, удалось без задержек выплачивать заработную плату, платить премии, а с 1 января мы в среднем повысили на 10 процентов заработную плату, в первую очередь, рабочих компаний, не головного персонала, а рабочих компаний. У нас существует большой социальный пакет. 17 тысяч человек отдохнуло в прошлом году в санатории "Заполярье" в Сочи и в ряде зарубежных стран, существует такая тоже программа "Отдых за рубежом". Приобретен участок земли в Архипо-Осиповке для строительства детского лагеря, проект уже сделан, так что будет построен детский лагерь. Пенсионные программы, существует их целый набор, существует софинансирование по пенсиям, это все продолжается. И новое - это программа "Наш дом", это такой пилотный проект, в этом году он утвержден, в бюджете есть, на 4 миллиарда 200 миллионов рублей мы софинансируем приобретение жилья после того, как люди ведущих специальностей, самых нужных, отработают в Норильске.

ВЕДУЩИЙ: Буквально считанные дни остались до Питерского экономического форума. Какие ожидания Вы с ним связываете и какие, может быть, ваши предложения услышат те, кто соберется на этом форуме?

Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ: В первую очередь хочу сказать, что Питерский форум выгодно отличается от всех многочисленных форумов, которые проходят у нас по стране. Мне кажется, что было бы полезно (и это не только мое мнение), оставить 2-3 форума в стране, чтобы действительно к ним можно было серьезно готовиться, а не распылять свои силы. Форум для нас - это не пафосное место, а рабочая площадка. Все запланированное время - провести во встречах, переговорах. Нам важно даже не подписать какую-то бумагу под телекамерой, но почувствовать, как здоровье наших коллег мировых по бизнесу, как чувствуют себя иностранные банки, на что мы можем рассчитывать в дальнейшем в сотрудничестве с ними, просто - почувствовать нерв мировой экономики. И по определенным позициям обсудить, сблизить позиции, лучше понять друг друга. Это место, куда съезжается элита мирового бизнеса.

ВЕДУЩИЙ: Наверняка, напряженность будет гораздо меньше, по сравнению с прошлым годом. Спасибо огромное.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.