О миссии компании «Норильский никель», о ее социальной политике и программах шла речь в эфире радио «Столица ФМ».
О миссии компании «Норильский никель», о ее социальной политике и программах шла речь в эфире радио «Столица ФМ». В студии Бизнес-класса на вопросы ведущего отвечал директор Департамента общественных связей ГМК Норильский никель Андрей Кирпичников.
Ведущий: Что такое миссия компании? Нужна ли она и для чего она нужна?
Андрей КИРПИЧНИКОВ: Миссия – это на самом деле некий код, это как цепочка ДНК. Если взять миссию компании Норильский никель, которая звучит, может быть, несколько длинно, но здесь можно подписаться под каждым словом. Наша миссия звучит так: производство необходимой обществу продукции цветных и драгоценных металлов наиболее эффективным и безопасным способом на устойчивой и долгосрочной основе для содействия социальному прогрессу, росту благосостояния общества, стабильному развитию территорий, благополучию населения регионов хозяйствования, повышение уровня жизни своих работников. Я понимаю прекрасно, что людей, которые, может быть, находятся за рамками этой профессии, этого бизнеса, это покажется несколько вычурной, может быть, надуманной формулировкой. На самом деле здесь каждое слово имеет свое значение.
Для Норильского никеля очень важно обозначать то, что продукция нашей компании востребована. Мы добываем металлы в условиях Крайнего Севера. В чем социальный прогресс нашей деятельности? Сейчас Россия вернулась к теме освоения Арктики. Но ведь освоение Арктики – это не только десанты солдат, Арктика – это огромный регион и для того, чтобы его осваивать, надо находить там полезные ископаемые, развивать промышленность, селить там людей, развивать инфраструктуру. Это гигантская большая работа. Государство на сегодняшний день эту работу может поддерживать тем, что она поддерживает те компании, которые работают в регионе, а там у нас, между прочим, еще малые народы, которые испокон века там обитают, да. И мы ведем работу с этими малыми народами, потому что мы не можем их игнорировать. И тем самым своей деятельностью мы способствуем и их развитию. Мы помогаем им с продовольствием, с топливом, с транспортом. Это то, что называется сейчас социальная ответственность бизнеса. Для нас это не красивые слова, для нас это жизнь. И вот те рамки, которые сама жизнь задает нашему бизнесу.
ВЕДУЩИЙ: Мы очень часто слышим о социальной ответственности бизнеса. И не весь бизнес и, может быть, даже не все, кто вокруг этого бизнеса, понимают действительно, о чем речь, очень часто это интерпретируется как «откуп».
Андрей КИРПИЧНИКОВ: Именно так интерпретируется. Это бессмысленно скрывать. Действительно, очень многие люди считают что то, что делает бизнес – есть некий откуп. Есть и бизнесмены, которые рассматривают это также.
Для нас с нашей спецификой, с нашей историей, очень непростой историей, социальная ответственность – просто термин, которым мы обозначили все то, что всегда существовало и то, что мы поддерживаем в тех районах, где мы работаем. Это, кстати, не только Норильск, это еще Кольский полуостров – город Мончегорск, поселок Никель на границе с Норвегией – это те территории, где мы существуем в такой парадигме, плотном взаимодействии с представителями малых народов, с представителями каких-то общественных организаций. Что касается, допустим, Кольского полуострова – это экологические организации, в том числе и зарубежные.
Для нас социальная ответственность – это одна из составляющих бизнеса. Как вот есть такая шестеренка – без нее никак. Вот это и есть социальная ответственность. Ну, и благополучие населения регионов хозяйствования, повышение уровня жизни своих работников.
ВЕДУЩИЙ: Но настает момент, когда перед бизнесом встает задача оптимизации. Кто-то говорит, как я буду оптимизировать – я буду сокращать издержки, я буду увольнять сотрудников, да, я буду там свертывать инвестиционные программы. Но вы-то смотрите, что вы не можете это сделать в отрыве от тех людей, с которыми вы связаны. Тогда как?
Андрей КИРПИЧНИКОВ: Мы, может быть, и могли бы это сделать, но мы в той парадигме, которая у нас есть, Норильск – это моногород, он находится на Крайнем Севере, он напрямую зависит от деятельности компании. Разумеется, мы не можем себе позволить таких решений. Мы идем к тому, что оптимизировать наши бизнес-процессы, чтобы оптимизировать нашу социальную политику, оптимизировать нашу кадровую политику. Но мы часто говорим как раз не о сокращении, а об увеличении эффективности этой политики. Очень простой пример: в нашей социальной политике мы сейчас уходим от уравниловки. Второй год мы проводим грантовые проекты. Мы хотим вернуть активность. Мы говорим: вы можете получить больше, но для этого вы должны объяснить, что изменится, каковые будут изменения.
За грантовым близится президентский конкурс. Это, мне кажется очень правильная история. Она действительно оптимизирует местную среду, а мы заинтересованы в том, чтобы местная среда была более активной.