Александр Рюмин: Масштаб задач диктует стратегия

НИА-Заполярье

В 2015 году Заполярному филиалу предстоит решить ряд масштабных задач, лежащих в основе стратегии развития «Норильского никеля».

В 2015 году Заполярному филиалу предстоит решить ряд масштабных задач, лежащих в основе стратегии развития «Норильского никеля». Статус первоклассного актива накладывает на коллектив ЗФ не только колоссальную ответственность, но и осознание своей роли в успешной деятельности всей компании, уверен директор Заполярного филиала Александр Рюмин. 

– Александр Александрович, прошлый год был для Заполярного филиала напряженным и важным по тем задачам, которые приходилось решать. Как вы оцениваете результаты работы коллективов ЗФ? Какие реализованные задачи были ключевыми и требовали повышенного внимания?

– Деятельность любого предприятия можно сравнить с соревнованиями спортсменов. Насколько спортсмен готов, настолько успешно выступит. Коллектив Заполярного филиала к началу прошлого года был готов к выполнению поставленных задач. Мы сумели преодолеть некоторые неустойчивые моменты 2013 года и благодаря этому 2014-й начали успешно – успешно его и закончили. Хотя год был очень напряженным, много было сложнейших задач, поставленных перед нами руководством компании. Мы их достойно решили.

Одно из самых значимых и грандиозных для нас событий – строительство и запуск в январе 2015 года в опытно-промышленную эксплуатацию первого пускового комплекса Талнахской обогатительной фабрики. С этой стратегической задачей мы справились в сжатые сроки, в том числе благодаря нашим строителям и ремонтникам – Заполярной строительной компании и «Норильскникельремонту». Они также с честью выдержали это серьезное испытание. Кстати, если подземное строительство в последние годы велось интенсивно, то комплекс на фабрике – первый за очень длительное время крупный наземный строительный объект.

– То есть, по сути, построили новую современную обогатительную фабрику?
– Пока мы построили часть новой фабрики. Заменили запущенные в 2000 году финские флотационные машины «Оутокумпу» на более современные и производительные. В составе первого пускового комплекса они присоединятся ко второму и сформируют обогатительные мощности производительностью 10 миллионов руды в год. К концу года мы должны закончить строительство второго пускового комплекса, чтобы в первом квартале 2016-го провести комплексное опробование обновленной фабрики. Это ключевая задача по линии обогащения, которая заложена в стратегию развития «Норильского никеля».

Новая технология предполагает более высокое извлечение металлов и более высокое качество концентратов, что, в свою очередь, облегчит работу последующих переделов, снизит выбросы сернистого ангидрита в атмосферу. Все это события будущего года, но основа для успешного решения поставленной перед нами задачи закладывается сегодня. Такое надежное основание создается ежедневной работой всех переделов Заполярного филиала, четко выполняющих свои обязательства. Серьезный и напряженный производственный план прошлого года мы выполнили и даже перевыполнили. Так, сверх плана мы выпустили 4,5 тысячи тонн никеля, более 5 тысяч тонн меди и 5 тонн платиноидов.

Кроме того, мы существенно снизили затраты на производство. При плановых 120 миллиардах рублей освоили 113, целенаправленно сэкономив около 7 миллиардов рублей. Это очень хороший показатель. Мы также снизили остатки товарно-материальных на 5,4 миллиарда рублей.

– Какие еще ключевые задачи стоят перед Заполярным филиалом в 2015-м? Вы поставили себе высокую планку, успешно завершив сложный 2014 год. Теперь предстоит прыгнуть выше собственной головы?

– Сказать, что мы должны перепрыгнуть высокую планку – значит, ничего не сказать. Задачи перед нами стоят сверхсложные, ответственность крайне серьезная. Стройка идет великая, и модернизация Талнахской фабрики – только одна из ключевых задач.

Объемы капитального строительства в 2015 году в полтора раза выше, чем в 2014-м. Причем в основу стратегии заложено развитие «горы» – инвестиции в минерально-сырьевой комплекс составят 22 миллиарда рублей, 15 миллиардов рублей компания инвестирует в обогащение, 7 миллиардов – в объекты металлургии и другие проекты.

Объекты капстроительства минерально-сырьевого комплекса требуют огромного напряжения сил. Усложняет задачу ограниченность ресурсов в силу географических и климатических обстоятельств. Тем не менее у нас есть уверенность, что и с этими задачами мы справимся.

– Стратегическим горным проектом компании обозначен рудник «Скалистый». Эксперты считают его уникальным и с точки зрения применяемых технологий, и глубины стволов, и техники, и объемов. На каком этапе сегодня реализация проекта? Когда планируется выход на проектные мощности?

– Проектная мощность «Скалистого» составит 2,4 миллиона тонн руды в год. Причем руды высококлассной, богатой по содержанию никеля, меди и платиноидов. Но залегает богатая руда на глубине около двух километров, поэтому и стволы «Скалистого» будут самые глубокие не только в России, но и, пожалуй, в Евразии – каждый по более 2000 метров. На сегодняшний день наши партнеры Thyssen Schachtbau прошли более километра на вентиляционном стволе №10 и полкилометра на скипо-клетевом стволе №1. Сегодня с первых пусковых комплексов «Скалистого» мы добываем около миллиона тонн руды. В последующие годы будем наращивать объемы и к 2019-му выйдем на проектную мощность.

– Каких результатов достигли в области металлургии и что еще предстоит сделать?

– В прошлом году впервые в истории компании за 60 суток была капитально отремонтирована вторая линия взвешенной плавки на «Надежде», хотя обычно на такую масштабную работу требовалось 90 дней. На медном заводе капитально отремонтировали печь Ванюкова – тоже большая сложная работа. За два месяца плавильные агрегаты полностью перешли на новую систему автоматизации, что сделало их работу более эффективной и надежной. Среди задач текущего года – капитальные ремонты объектов Надеждинского металлургического завода – первой линии взвешенной плавки и обеднительной электропечи №3. Плюс инвестиционные проекты по модернизации «Надежды» с выходом на мощность 2 миллиона 400 тысяч тонн переработки концентрата в год. Реализация этих проектов позволит, в свою очередь, остановить устаревшие мощности никелевого завода и перевести с 1 января 2016 года все никелевое сырье на НМЗ.

С прекращением подачи концентратов на никелевом заводе по графику будут остановлены несколько агрегатов. Их предстоит разобрать, а образовавшееся незавершенное производство будет направлено в переработку на оставшихся агрегатах. К 1 июля мы должны полностью закрыть плавильный и агломерационный цеха завода.

Таким образом, все сырье для пирометаллургической цепочки перейдет на НМЗ. Рафинировочное производство также будет закрываться, но по мере выработки «незавершенки».

– Как вы оцениваете социальную составляющую проекта по закрытию никелевого завода?

– В 2014 году мы провели большую подготовительную работу и разработали программу социальной поддержки работников никелевого завода. Провели анкетирование, в рамках которого была составлена карта каждого сотрудника, с коллективом завода мы провели несколько встреч, определили важные для работников аспекты и с их учетом разработали социальную программу.

Программа, по нашей оценке, учитывает интересы всех категорий работников предприятия. Большей части коллектива будем предлагать переобучение и трудоустройство на других подразделениях Заполярного филиала и компании в целом. Нужно отметить, что в рамках естественного оттока персонала с предприятий «Норильского никеля», расположенных в НПР, ежегодно увольняется в среднем 5 тысяч человек в год. Соответственно, примерно столько же мы принимаем на работу новых сотрудников – это и подрастающее поколение норильчан, и приезжающие с материка специалисты. В связи с этим для нас важно сохранить для компании добросовестных, опытных и обученных специалистов с никелевого завода, нежели оплачивать переезд, обучать, обеспечивать необходимой инфраструктурой вновь приезжающих в Норильск работников.

– Какие конкретно программы и меры социальной поддержки предусмотрены для работников предприятия?

– Персонал разделен на несколько категорий, к которым будут применяться дифференцированные подходы – в зависимости от пожеланий людей и их востребованности на других предприятиях. Важным критерием для нас будет готовность и желание человека развиваться, повышать свою квалификацию. Для таких работников предусмотрены различные формы доплат на период переобучения и повышения квалификации.

Для тех, кто сегодня работает добросовестно, предусмотрено два варианта – в зависимости от категории персонала. Первая – это рабочие, мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет. В таком возрасте человеку уже труднее переучиваться либо продолжать работу на других предприятиях. Для этой категории будем предлагать программу «Ветеран металлургического производства», которая разработана специально для работников никелевого завода. Средства на ее реализацию запланированы серьезные, объем дополнительных финансовых выплат будет зависеть от стажа. То есть фактически люди к положенным по закону выплатам при сокращении получат дополнительно серьезные доплаты от компании. С каждым работником мы персонально обговариваем условия увольнения и заключаем соответствующее соглашение, в котором указываются сроки его высвобождения и сумма выплаты. Эта работа уже началась.

– Вторая категория – это люди трудоспособного возраста, которых будут переобучать и предлагать им работу. А каковы шансы все-таки продолжить трудиться по специальности?

– На всех этих работников заведена специальная картотека. Они войдут в наш золотой металлургический резерв. Допустим, плавильщик пятого разряда переобучился и работает слесарем-ремонтником. Однако, как только появляется вакансия на металлургическом предприятии, мы именно ему будем ее предлагать. Эти люди будут иметь приоритет по своим специальностям перед всеми другими кандидатами.

Кроме того, мы разработали систему мотивации работников к повышению квалификации после переобучения на новую специальность. Например, тому же плавильщику, ставшему ремонтником, в первый год будем производить доплату, стимулирующую обучение и повышение его квалификации на новом месте работы. В целом подготовительный процесс к закрытию никелевого завода вышел сегодня на самую ответственную стадию – персональную работу с каждым сотрудником. В ее рамках предполагается заключение индивидуальных соглашений, в частности, о времени, форме и условиях переобучения, дальнейшего трудоустройства, вариантах повышения квалификации и так далее.

– Все эти меры требуют значительных затрат. Но обстановка сейчас очень непростая. Вовремя ли стартовал процесс по закрытию завода?

– Затраты весьма значительные. И мы хорошо понимаем, что для людей это очень сложный период – родное предприятие, на котором многие отработали немало лет, закрывается. Природа человеческая сложно свыкается с переменами. Но, с другой стороны, закрытие завода стало объективной необходимостью. Вопрос назрел не сегодня, мы постепенно шли к такому решению. Реализовать его стало возможным после того, как в 2014 году государство поддержало проект закрытия никелевого завода, обнулив таможенные пошлины на нашу основную продукцию. По соглашению с государством, высвобожденные таким образом средства должны быть направлены на модернизацию производства и закрытие устаревших мощностей.

Закрытие предприятия имеет в первую очередь значительный экологический аспект – более 30% всех загрязнений городской среды вызвано работой никелевого завода. По-другому проблему не решить. Мы должны закрывать старые, экологически грязные производства, которые не подлежат модернизации и совершенствованию, а сегодняшние мощности завода не позволяют реализовать программу по утилизации серы. Качественно модернизировать завод, построенный в 40–50-х годах, невозможно – это миллиардные затраты, дешевле построить новое предприятие.

– Еще одна важная проблема, связанная с человеческим фактором, – соблюдение техники безопасности и охраны труда на предприятиях. Вы определяете ее как приоритетную – многое сделано, многое еще предстоит сделать. Каковы реальные результаты этой работы? Возможно ли свести травматизм к нулю?



– Как и в прошлом году, вопросы трудовой дисциплины и промышленной безопасности остаются для нас в числе приоритетных. Мы добились определенного прогресса в этой области, но ситуацию по-прежнему оцениваем как проблемную, потому что несчастные случаи все-таки происходят. Зачастую, к сожалению, по причине личной безответственности работников. Хотя сегодняшний уровень производства, техники и технологий позволяет трудиться безопасно.

Соответствующие условия на предприятиях созданы, техника модернизируются, действует горячая прямая линия по вопросам ТБ – ни одно обращение не остается без внимания. Но, видимо, сознание людей остается на таком уровне, что вопреки предпринимаемым усилиям несчастные случаи происходят. Наша главная цель в 2015 году – добиться полного отсутствия случаев смертельного травматизма. Уверен, добиться этого можно, но прежде необходимо достучаться до сознания каждого работника. Мы намерены переломить ситуацию. Каждый работник обязан понимать: прежде всего он лично в ответе за свое здоровье и свою жизнь. Это касается всех – и рабочих, и инженеров, и руководителей.

– Кроме задач производственных под вашим контролем строительство аквапарка в комплексе «Арена». Этот самый северный в мире аквапарк уже называют объектом уникальным. Как вы считаете, для такого грандиозного проекта тоже настало время?



– Производственных проектов у нас очень много, но давно пора было сделать подарок, обещанный норильчанам. Это тоже одна из задач, которая находится под моей личной ответственностью, – к 80-летию «Норильского никеля», ко Дню металлурга, мы должны объект сдать. Других вариантов у нас нет, и я регулярно контролирую, как идет стройка. Дел, конечно, там еще много, но строители понимают всю важность задачи.

Вспомните, с какой радостью горожане восприняли открытие большой «Арены» на месте многолетнего долгостроя. Теперь это излюбленное место отдыха всех норильчан. А когда запустим аквапарк и фитнес-зону, думаю, люди будут довольны. Это будет достойный, добротный объект, где можно отдыхать всей семьей.

– Аквапарк не единственный инфраструктурный объект, который строит Заполярный филиал. Активно возводится дом для молодых специалистов. Как было принято решение и когда дом примет первых жильцов?

– Инициативу о строительстве такого дома высказал генеральный директор компании, после того как мы обозначили проблему – наши молодые специалисты испытывают нехватку жилья, приходится снимать квартиры, тратить средства на проживание. Было предложено несколько вариантов, один из них – строительство дома в центре Норильска. Именно на этом варианте и остановились – раз уж взялись за строительство и вкладываем в него 150 миллионов рублей, то пусть это будет красивый дом в центре города. Дизайн-проект согласован, процесс активно идет, в мае мы должны закончить строительство. О таких домах для молодежи в наши годы можно было только мечтать.

– Нынешний год юбилейный для компании. Каким смыслом для вас лично, руководителя с таким значительным стажем, наполнена эта дата? 80 лет – начало, середина пути, момент переосмысления прошлого?



– Для меня это исключительная возможность создать для людей большой праздник, которого они заслуживают. Не нужно подводить какие-то итоги или черту – лучше пусть будет ожидание чего-то большего. А наша задача – сделать для коллектива и жителей города настоящий праздник, отметить всех заслуженных работников и ветеранов производства. Такая возможность выпадает далеко не каждому руководителю – быть причастным к столь грандиозной дате. Однажды мне уже так повезло – я был директором медного завода, когда это предприятие отмечало свой полувековой юбилей. Это был большой праздник, который на всю жизнь остался у меня в памяти. Также очень хорошо помню 50-летие Норильского комбината в 1985 году. С тех пор прошло уже 30 лет, но до сих пор помню, как трепетно относился ко всему, что касалось нашего комбината, с гордостью читал в газетах о производственных достижениях и победах, о героях труда, награжденных орденами и медалями. В такие моменты особенно сознаешь, какая это махина и мощь – «Норильский никель».

– С каким чувством вы идете на работу?

– На работу иду с интересом, с предвкушением тех вопросов, тех колоссальных задач, которые предстоит решать. Этим наполнен день, мысли, время. И даже усталость в конце рабочего дня, ощущение сумасшедшего, напряженного ритма не омрачает осознания того, к каким грандиозным делам мы причастны – большим стройкам, масштабным задачам. Напротив, осознание этой огромной ответственности прибавляет сил.

– Но откуда вы черпаете энергию на такое количество дел и задач?



 – Энергией наполняет командный дух, который у нас сложился, – силы придает коллектив. Не все бывает гладко, но в первую очередь виню себя, хотя строг и к другим. Я нисколько не преувеличиваю, но то, что у нас работает коллектив высококлассных специалистов, коллектив самодостаточный, творческий, профессиональный – это однозначно. По-другому не скажу.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.