Старший вице-президент «Норникеля» Сергей Малышев: Автоматизацию нельзя прекратить, это постоянный процесс улучшений

НИА-Заполярье

О том, как в компании "Норникель" внедряются цифровые технологии, какие преимущества это дает бизнесу, в интервью ТАСС рассказал старший вице-президент – финансовый директор Сергей Малышев.

—  Сейчас много говорят о цифровых решениях для промышленности. Насколько эти решения необходимы предприятиям? Насколько они эффективны?

—  К этому вопросу мы подходим практично и прагматично, для нас цифровая трансформация - это один из инструментов повышения эффективности. В прошлом году в компании была запущена комплексная долгосрочная программа повышения эффективности, которая направлена на повышение производительности труда и снижение удельных издержек. Большинство наших IT-проектов направлено на достижение этих задач. Есть уже определенные успехи в этом направлении, которые измеряются сотнями миллионов рублей.

SAP как единый источник правды

—  На днях "Норникель" занял первое место на конкурсе SAP Quality Awards. За что вам дали золото?

—  Мы были награждены за проект по тиражированию SAP ERP на предприятиях Норильского промышленного района (НПР). Это один из самых крупных проектов "Норникеля" в части автоматизации бизнеса и один из крупнейших проектов SAP из реализованных в России в последнее время по организационному и функциональному объемам. Мы запустили SAP ERP в НПР всего за полтора года, несмотря масштабы охвата производственных активов, сложнейшие климатические условия Крайнего Севера и географическую удаленность. Проект был сложный, в нем было задействовано более двух тысяч человек, но наша команда и подрядчик (компания БДО) успешно с ним справились. И престижная награда, золото в категории "Трансформация бизнеса" конкурса SAP Quality Awards — 2019 в регионе СНГ, явилась дополнительным признанием профессионального сообщества.

—  Как продукты SAP связаны с системами цифровой трансформации?

—  В "Норникеле" во главе любых технологических инициатив стоит бизнес. ERP, промышленная автоматизация, цифровизация – это, в первую очередь, вопрос выбора подходящего, оптимального в условиях набора инструментов, обеспечения необходимых организационных и технологических предпосылок для эффективного применения. "Норникель"– в первую очередь, классическая производственная компания, с большим количеством первоклассных активов, с вертикальной интеграцией и сквозным потоком создания стоимости. Здесь важно применить накопленный мировой опыт, учесть специфику нашего предприятия – например, особенности технологического цикла, Северный завоз. Например, SAP ERP – это классический, проверенный фундамент для построения всей корпоративной системы управления ресурсам, отладки операционной модели предприятия. Эту базовую платформу мы в ближайшее время достроим и начнем получать от ее применения эффекты для менеджмента. Часто забывают, что пока что люди остаются ключевым элементом в любой технологической инициативе. Без формирования культуры управления на базе информационных систем, фактически "поколения менеджмента", которое не видит жизни без SAP, без скоростной связи, без мощной аналитики и умеет ей пользоваться, невозможно сформировать комплексную, долгосрочную систему цифровой трансформации, в которой сам бизнес требует и применяет весь диапазон инструментов.

—  На сколько процентов эта система внедрена в компании, какие дальнейшие планы по внедрению этой системы?

—  Автоматизацию, как и ремонт, нельзя прекратить, это постоянный процесс улучшений. При этом автоматизация не должна быть самоцелью. Все проекты по автоматизации у нас делятся на две группы: базовая и проекты продвинутой автоматизации, которые дают непосредственный эффект. С 2014 года проделан огромный объем работы, пожалуй, сейчас сложно даже представить нашу компанию без всей большой межрегиональной команды, без органов управления, без созданных платформ и систем. Выстроены уникальные механизмы вовлечения и лидерства бизнес-блоков в развитии ИТ, которые работают на практике. Ликвидирован качественный разрыв с технологиями основных конкурентов, фактически, по многим областям решений мы сейчас находимся в группе лидеров отрасли по уровню задач. Действовать с позиции догоняющего лучше – "впереди идущие утаптывают снег". Наша программа ERP тоже эволюционировала: от первичной гипотезы внедрить SAP в весьма ограниченном функционале на паре обогатительных фабрик мы пришли к нашей текущей ситуации – максимальный функционал, практически все виды деятельности и все ключевые активы, более 20000 пользователей в целевом режиме. Уже сейчас более 10000 зашли в систему, а с точки зрения материальности до 75-80% покрытия с 2019 года обеспечены.

Фактически сейчас, по мере завершения базовой автоматизации, видим серьезные предпосылки для перехода к интегрированному планированию и управлению эффективностью на всей цепочке добавления стоимости в масштабах страны, это принципиально новый уровень управления. У нас удалось сформировать одну из лучших команд в отрасли, очень серьезный уровень подготовки, нам всю обвязку помогали делать лучшие в глобальном плане компании: Accenture, IBM, SAP, БДО.

—  Планируете ли вы внедрять другие продукты SAP? Например, SAP Leonardo?

— Наша команда очень внимательно следит за развитием продуктовой линейки SAP. При выборе стратегии реализации программы в 2013-2014 году одной из наиболее существенных развилок был вопрос по выбору конкретной линейки продуктов SAP – использовать ли "классическую" версию ядра ERP или войти в число первопроходцев и выбрать сразу S/4. Тогда, в 2014 году, компания приняла решение о более консервативном подходе, и, должен сказать, с учетом масштабов трансформации данный подход себя полностью оправдал. Тут и вопросы эластичности рынка предложений, и наличие апробированных, зарекомендовавших себя проектных решений. Однако к 2019 году компания SAP сделала качественный шаг в области решений, последние релизы S/4 содержат все больше и больше необходимой нам с учетом отраслевой специфики функциональности, растет рынок труда, а перспективную архитектуру невозможно строить, не ориентируясь на новейшую линейку продуктов. С точки зрения лицензирования, наша модель изначально предусматривает возможность перехода на ядро S/4. Целевую архитектуру на горизонт 2025 года мы безусловно будем делать, ориентируясь на продукты из линейки S/4 HANA. С точки зрения всей платформы или "концепции" Leonardo, мы с огромным интересом следим за развитием предложений SAP в этой области, ведь фактически предложение "всего под одной крышей" может дать существенный потенциал и синергию в реализации Digital инициатив, помочь с минимальными барьерами создать бесшовный переток данных между разными классами информационных систем, обеспечить фреймворки для работы ставших де-факто стандартом решений в области больших данных, промышленного интернета вещей, роботизации. Но здесь, как говорится, рынок во многом только формируется, и мы будем выбирать целевые архитектуры, исходя из целого ряда параметров, в том числе – наличия рынка предложений ресурсов, отраслевого опыта, тенденций развития решений от специализированных компаний и продуктов с открытым кодом.

—  А каков экономический эффект от внедрения инструментов SAP?

—  Внедрение SAP – один из сложнейших экзаменов для компании, и самая большая сложность именно в бизнес-трансформации, не в технологии. Наши затраты, по оценкам внешних экспертов, находятся в сегменте очень эффективных внедрений, здесь основными драйверами являются очень серьезная внутренняя команда, максимальное внимание бизнеса, серьезнейшая коммерческая работа по выстраиванию систем долгосрочных отношений с игроками рынка. В части экономического эффекта от внедрения конкретной информационной системы было сломано немало копий, мы пришли к выводу, что дискуссия по обсуждению эффектов может занять время сравнимое с самим внедрением. Сомнений в том, что надо делать так, не было – эту стратегическую развилку мы успешно прошли, консолидированная позиция всего менеджмента. В части эффектов – смотрите за рыночной стоимостью "Норникеля", оценкой инвесторов – в этом очень немалый вклад нашей ИТ-программы и SAP. В части программы развития все инициативы уже в обязательном порядке проходят оценку эффектов – тут эффекты могут быть и в росте выручки, и в снижении рисков и т. д. Для примера приведу одну из инициатив, которая при минимальной трудоемкости обеспечила механизмы эффективного контроля и предотвращения вероятных рисков в объеме сотен миллионов рублей в год. Большой потенциал SAP лежит в области дальнейшего совершенствования решений по интегрированному планированию, управлению запасами, оборотным капиталом, выводу функций в ОЦО, все эти эффекты мы фиксируем на бизнес-проектах, но в их реализации наличие SAP указано как минимально необходимое требование. Сверхбыстрое построение стабильной операционной модели на новом активе – возможно ли это без SAP? Как эффект от работы неслаженной, новой команды менеджмента? Это потенциально миллиарды, а SAP делает эти задачи максимально прозрачными, дает необходимые инструменты в помощь менеджменту. Так что доля SAP есть практически во всех инициативах компании.

За справкой к роботу

—  Как вы определяете, какой именно процесс или функция требуют улучшения?

—  Очень важно, чтобы процесс улучшения не насаждался только сверху. Его должны разделять большинство работников. Поэтому мы активно стимулируем проявление инициативы, собираем лучшие предложения и предлагаем пути и инструменты решения. Этим, в частности, занимается наше новое подразделение, Цифровая лаборатория, которая является резидентом Сколково. Ее специалисты периодически приезжают на производство и общаются непосредственно с мастерами участков, выявляют узкие места, предлагают конкретные цифровые инструменты, такие как машинное зрение, машинное обучение, которые позволяют решать проблемы на конкретных участках. Это дает ожидаемый эффект: коллеги на производствах видят, что есть технологичные решения их проблем, которые дают добавленную стоимость и снижают потери, становясь соавторами. Другие участки процесса видят это и тоже начинают использовать для улучшения своих бизнес-процессов технологичные решения.

— О каких проектах Цифровой лаборатории вы готовы рассказать?

—  В арсенале целый ряд продуктов, которые выходят в мир и готовятся к тиражированию, их десятки. Сначала мы проверяем наши идеи на уровне прототипов и лишь затем готовим к масштабированию. Проектов, уже прошедших испытания на уровне прототипов, сегодня больше 20.

—  Как много внедрено в компании роботов, есть ли планы по роботизации?

—  У нас уже работает пара десятков роботов. А в очереди на разработку новых еще порядка 150 инициатив. Роботы - это подспорье для того, чтобы автоматизировать рутинные процессы. Роботы у нас внедрены для выдачи справок, например, 2НДФЛ, аккредитации поставщиков и подрядчиков, в дочерней авиакомпании Nordstar робот занимается расчетом баллов для участников бонусной программы лояльности.

—  Можно ли с вашей точки зрения сегодня представить работу компании без цифровизации и интернета вещей?

—  Еще совсем недавно об этом никто не задумывался. "Необходимый минимум" же определяется размером, характером бизнеса и уровнем конкуренции в той отрасли, где работает та или иная компания. Если мы говорим о сфере услуг, где производственных активов мало, а фокус идет на конечного потребителя, – конечно, компаниям необходимо быстро внедрять цифровые инновации, чтобы эффективно работать и конкурировать за потребителя. В горнодобывающей отрасли специфика другая: это длинные сроки инвестиций в новые проекты, сложность изменения технологии на уже построенных предприятиях, зависимость от квалифицированного труда рабочих. В значительной степени успех компании определяется и ресурсной базой. Для нашей отрасли ключ к эффективности в хорошей настройке базовых процессов в закупках, производстве, управлении активами проектов. Для этих целей крупные добывающие и металлургические компании внедряют ERP-системы. "Цифровизация" может дать дополнительный эффект. "Цифра" – это очень широкий спектр инструментов. Есть технологии, которые помогают человеку более качественно принимать управленческие решения, и эффект от них зачастую оценить сложно, так как непонятна "база" для сравнения. С другой стороны, есть подходы к автоматизации производства, которые уже хорошо зарекомендовали себя на практике, и в таких случаях можно, с определенными допущениями, просчитать заранее возможные выгоды от внедрения.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.