Директор департамента маркетинга «ГМК «Норильский никель» Антон Берлин: «Сильная сторона «Норильского никеля» в том, что мы работаем с промышленным потребителем по всему миру»

НИА-Заполярье

Сбыт и маркетинг в компании «Норильский никель» является одним из ключевых направлений. Это своеобразный «мост», соединяющий компанию - производителя с рынком. На сегодняшний день ГМК «Норильский никель» обладает одной из наиболее эффективных систем сбыта в масштабах не только в российской, но и мировой горно-металлургической отрасли.

Сбыт и маркетинг в компании «Норильский никель» является одним из ключевых направлений. Это своеобразный «мост», соединяющий компанию - производителя с рынком. На сегодняшний день ГМК «Норильский никель» обладает одной из наиболее эффективных систем сбыта в масштабах не только в российской, но и мировой горно-металлургической отрасли. 

О том как выстроена работа с потребителями, какие результаты достигнуты и какие цели поставлены, в программе «В фокусе» РБК-ТВ рассказывает директор департамента маркетинга «ГМК «Норильский никель»Антон Берлин.

ВЕДУЩИЙ: Чистая прибыль «Норильского никеля», нашего крупнейшего производителя цветных металлов по итогам первого полугодия составила 2,3 миллиарда долларов по МФС, что в пять раз больше результата за аналогичный период прошлого года. Что это, эффект низкой базы или взрывной рост, обусловленный какими-то небывалыми причинами, за счет чего удалось достичь таких положительных результатов?

Антон БЕРЛИН: Прибыль, в первую очередь, определяется ценами мирового рынка, которые после кризиса уже существенно выросли. У нас в самой низшей точке никель доходил до 10 тысяч долларов за тонну и ниже. В последнее время цена достигала 25 тысяч и выше. Поэтому вот это резкое движение собственно и обусловило большую прибыль.

ВЕДУЩИЙ: Если посмотреть на эффект высокой базы, можем ли мы сказать, что эта тенденция будет продолжаться, спекулятивные ли факторы, либо реальный рост экономики приведут к тому, что цена на никель вернется на прежние рубежи или, не дай бог, их переплюнет, и «Норильский никель», и вообще мировые цены на цветные металлы вернутся на прежние рубежи, и все станет настолько хорошо, что нам станет аж плохо?

Антон БЕРЛИН: Одного главного фактора здесь выделить нельзя. И фундаментальные причины играют свою роль. Я имею в виду производство металлов и их потребление. И инвестиционно-спекулятивная составляющая, в последние годы это очень важный, значимый фактор. Если сравнивать последнее десятилетие и предыдущее, если в прошлом мы могли говорить только о промышленных фундаментальных параметрах рынка, сегодня это реальность. Инвесторы - одна из главнейших сил на этом рынке. Все валить на них тоже нельзя, потому что специфика металлического бизнеса: с каждым годом во всем мире увеличивается стоимость производства металлов. Это то, что часто остается за кадром. Потому что в отличие от других отраслей мы добываем это из недр, недра становятся бедней, добывать приходится с большей глубины. Это все огромные расходы, которые ложатся на горняков. И поэтому есть объективные причины, почему металлы должны дорожать.


ВЕДУЩИЙ: Существует ли реальный спрос внутри России и надо ли нам что-то с этим спросом делать, и надо ли его искусственно стимулировать, и надо ли нам это делать с помощью пошлин, стимулирующих, заградительных или, наоборот, каких-либо других? Вот что с этим делать? Может быть мы не можем настолько зависеть от внешней конъюнктуры и надо смотреть на внутренний рынок?

Антон БЕРЛИН: На сегодняшний день реалии таковы, что в основном мы все-таки экспортоориентированная страна. И внутреннее потребление существенно меньше, чем объем производства, если говорить в целом по комплексу металлов. По тем металлам, которые производим мы, ну, по меди потребление более менее значимый процент от российского производства. По никелю, по металлам платиновой группы это просто одинокие проценты. Что касается спроса, все-таки он восстановился, промышленный спрос, на докризисный уровень. Но он выглядит совершенно иначе. Если раньше для самих потребителей металлов их производство, их продажи были достаточно прогнозируемыми. Например, в сталелитейной промышленности нормальным считается книга заказов 3 и 6 в месяц. Т.е. следующие 3 и 6 месяцев они понимают для кого и сколько они изготавливают каких марок стали. Сейчас вроде бы объемы производства подобные, а книга заказов намного короче. Т.е. для потребителей сырьевых товаров их продажи менее прогнозируемы. И это создает такую некоторую напряженность. Вроде все хорошо, но непонятно будет ли дальше хуже или не будет. Это вот то, что, может быть, отчасти сдерживает промышленные предприятия, их оборотные запасы по сырью до сих пор находятся на достаточно низком уровне именно из-за того, что они боятся волатильности цен, боятся прогнозируемости.
Сильная сторона «Норильского никеля» именно в том, что мы работаем преимущественно с промышленным потребителем по всему миру. У нас эти данные опубликованы. У нас клиентская база - 440 компаний.

ВЕДУЩИЙ: Реальная экономика сдвинулась в мире? Те секторы, которые потребляют вашу продукцию, они реально сдвинулись?

Антон БЕРЛИН: Если мы говорим про мировое потребление, оно примерно на докризисном уровне. Но природа его сильно поменялась. Вот неспроста постоянно упоминают Китай, потому что там растет не просто спрос, не просто производство продукции последующего экспорта, но и внутреннее потребление. Инфраструктурные проекты они металлоемкие, они многолетние, они масштабные. И у нас есть целый набор таких экономик: Бразилия, Индия, Китай, где постепенно растет благосостояние населения, растет спрос на товары народного потребления, где идут большие инфраструктурные проекты, особенно в том же Китае. Это аэропорты, терминалы, железные дороги, автомобильные дороги, электросети, электрогенерирующие мощности. И на все это требуется металл, физический. Поэтому спрос есть.

Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.