Игорь Сухотин: «Мы покупаем и предоставляем квартиры высококвалифицированным профессионалам – чтобы закрепить их в компании»

НИА-Заполярье

suxotinДесять лет назад в «Норникеле» начала действовать первая корпоративная жилищная программа «Наш дом»  для перспективных сотрудников.  Для России  такие механизмы для решения кадрового вопроса является уникальным.  

О том, как  работает программа по  приобретению квартир для сотрудников  в разных регионах страны на условиях софинансирования корреспонденту ТК «Северный город»  рассказал  заместитель  департамента социальной политики «Норникеля» Игорь Сухотин.

– Игорь Валентинович, как появилась идея создания такой программы?

– Проблема с высококвалифицированными кадрами всегда была и остается актуальной в нашей стране, а тем более в северных регионах. Более того, в 2008 году ситуацию усугубил экономический кризис, и нам необходимо было найти эффективное решение для стимулирования интереса к долгосрочному сотрудничеству наиболее квалифицированных работников предприятий «Норникеля». Рассматривали разные варианты. В итоге в 2010 году появилась жилищная программа «Наш дом», а во второй половине 2011-го был запущен аналогичный проект, получивший название «Мой дом». Первая была рассчитана на работников Заполярного филиала, Заполярного транспортного филиала и Кольской ГМК. Во вторую чуть позже мы включили остальные предприятия, дочерние и зависимые общества. По формату же программы ничем не отличались.

– За основу был взят опыт, уже существовавший в других корпорациях?

– Нет, это ноу-хау «Норникеля» – в других российских компаниях таких программ для работников не найти. Да и во всем мире – могу сказать с уверенностью на 99,9 процента – не используют подобные механизмы для решения кадрового вопроса.

– В чем была суть?

– Как социально-ответственная компания, «Норникель» приобретает готовые для проживания квартиры в благоприятных регионах, стоимость которых не меняется на протяжении всего срока участия и предоставляет их работникам на условиях софинансирования. Примерно половину стоимости оплачивает сам работник, равными долями на протяжении всего срока участия, как правило, 10 лет. На оставшуюся часть компания предоставляет работнику материальную помощь для выкупа квартиры. При этом он уже может пользоваться жильем, хотя и не получает его в собственность до окончания срока действия соглашения, которое он заключает с компанией. Главное условие – все это время сотрудник должен работать в подразделениях компании.

– Кто может стать участником?

– Чтобы стать участником, нужно быть прежде всего востребованным работником: обладать редкой специальностью, достаточно дорогой на рынке труда, либо уникальным и успешным профессиональным опытом. То есть мы покупаем и предоставляем квартиры высококвалифицированным профессионалам – чтобы закрепить их в компании.

– Каким образом выбирали регионы, где «Норникель» приобретал жилье по этим программам?

– В первую очередь на предприятиях компании провели опрос, чтобы выяснить предпочтения работников. Отработав за Полярным кругом, люди хотят жить на пенсии уже в более благоприятных климатических районах. Поэтому квартиры по жилищным программам «Норникель» приобретал в Раменском, Ногинске, Ступино, Щелково, Люберцах Московской области, а также в Краснодаре и Анапе. Еще один важный момент, к которому мы стремились, – создать на материке сообщество северян: так в незнакомом месте людям легче адаптироваться. Поэтому в 2013 году компания подписала соглашение о сотрудничестве с правительством Тверской области и компанией-застройщиком «Завидово-Девелопмент», которая начала возводить жилой комплекс специально для работников «Норникеля».

– Об этом проекте писали как об уникальном на российском рынке. Завидово даже получило премию «Поселок года». 

– Преимуществ у этого комплекса действительно много. Прежде всего близость к Москве: от железнодорожной станции Завидово ходит скоростная электричка «Ласточка», на которой путь до центра столицы занимает всего час 15 минут. Здесь хорошая экология – поселок находится по соседству с национальным парком «Завидово». В старые времена он был местом царской охоты, потом местом отдыха советских руководителей, а сейчас там находится резиденция президента России. Это средняя полоса, а значит, более благоприятный для северян климат. Волга, Иваньковское водохранилище, возможность охоты и рыбалки – все это очень привлекательно для людей, долгое время живущих и работающих на Крайнем Севере.

– Однако для переселенцев очень важным фактором также является наличие инфраструктуры…

– Безусловно. Первый дом для работников Заполярного филиала и Кольской ГМК здесь был сдан в 2014-м. А сегодня в Завидово выросли целые кварталы для Северян с детскими садами, поликлиникой, продуктовыми супермаркетами, современным досуговым центром с кинозалом, МФЦ. Здесь открыт большой 200-гектарный лесопарковый комплекс с прогулочными и асфальтовыми дорожками. Более того, участникам жилищных программ «Норникеля» предлагаются не только улучшенные квартиры комфорт-класса, но и возможность купить садовый участок в шесть соток недалеко от дома, где можно построить летний домик, баню и заняться огородничеством. В Завидово создаются все условия для комфортного проживания работников по завершении трудовой деятельности в компании.

– Сколько всего средств выделил «Норникель» на реализацию этих программ, сколько выделено квартир и в каких регионах?

– На сегодня компания выделила на эти цели более 28 миллиардов рублей. На эти средства приобретено 5002 квартиры. Их них 1739 – в Краснодарском крае, 1683 – в Тверской области, 1150 – в Московской области. И, наконец, 430 квартир – в Ярославской области: этот регион мы добавили в наш список недавно.

– Участник программы вправе выбрать другой регион?

– Нет. «Норникель» вкладывает миллиарды рублей не только в приобретение квартир, которые покупаются большими партиями на определенных территориях, но и в развитие инфраструктуры этих территорий. Поэтому мы всегда ориентированы на определенный регион, который в данный момент включен в программу. Расширять географию корпоративных жилищных программ не планируется. Другое дело, что работник может сегодня воспользоваться корпоративной социальной программой льготного кредитования, которая действует в «Норникеле» с 2016 года, и в этом случае волен выбрать любую точку на карте страны. 

– Как выбирают участников? Приоритет более опытным или, наоборот, молодым и перспективным?

– Ключевой фактор – это не возраст, хотя он тоже имеет значение, так как по условиям программы в ней до недавнего времени могли участвовать люди не старше 50, а с изменением пенсионного возраста – не старше 55 лет. Гораздо большую роль играет инициативность работника и то, насколько он эффективен в компании, его квалификация. Это два базовых условия для претендентов. При этом стаж работы на предприятиях «Норникеля» у человека должен быть не менее трех лет. Кроме того, подать заявление на участие в программе могут также обладатели остродефицитных профессий и наиболее востребованных специальностей в компании со стажем работы от одного года. Либо люди без стажа, но прибывшие на работу из других регионов страны по приглашению «Норникеля». Механизм отбора прост: сначала заявление рассматривает первичная комиссия предприятия, а затем центральная объединенная комиссия Норильского промрайона или Мурманской области. Решение принимается по каждому кандидату отдельно. 

– Насколько прозрачен процесс распределения квартир?

– Как я уже сказал, работники основных переделов в приоритете. Что касается прозрачности, то все этапы – начиная от момента подачи заявки вплоть до выхода из программы – сегодня можно отследить онлайн. Никаких жалоб по этому поводу нет. Мы считаем, что условия программы комфортны для участников.

– Почему в 2018 году программы «Мой дом» и «Наш дом» объединили в одну? И почему компания увеличила сумму помощи?

– За восемь лет действия программы многое в жизни компании и страны изменилось. И мы должны своевременно реагировать на это, поэтому компания увеличила сумму материальной помощи при стоимости квартиры более четырех миллионов рублей. Не менее важный момент для нас – эффективность управления. Программы в некотором роде дублировали друг друга, поэтому и было принято управленческое решение объединить их в одну – «Наш дом/Мой дом».

– А спустя год, в 2019-м, наряду с действующей программой заработала еще одна – «Твой дом». В чем отличие этой программы от предыдущих?

– Я бы отметил ключевой момент: если раньше работники заключали договор коммерческого найма и квартира переходила в собственность только по окончании срока участия в программе, то сейчас они сразу приобретают жилье в собственность, постепенно выплачивая свою долю стоимости. Усилена ответственность участников программы, но одновременно повышена степень их защищенности. Квартира при этом находится в залоге у оператора программы, который помогает работникам «Норникеля» решать различного рода вопросы, связанные с управлением и использованием жилья.

– Сколько работников компании уже воспользовались корпоративными жилищными программами за эти годы?

– Количество участников уже превысило пять тысяч человек. Участниками программы «Наш дом/Мой дом» стали 3826 работников. Из них жилье в благоприятных районах на льготных условиях смогли приобрести 1724 сотрудника Заполярного филиала и 1365 – из дочерних обществ на территории НПР, а также 726 сотрудников Кольской ГМК и 11 – из дочерних обществ на территории Мурманской области. Кроме того, с начала действия программы «Твой дом» распределено 1176 квартир, в том числе 346 – среди работников Заполярного филиала, 492 – в дочерних обществах на территории НПР, 314 – среди сотрудников Кольской ГМК и 24 – в дочерних обществах на территории Мурманской области. 

– Спустя десять лет наверняка уже есть те, кто закончил все выплаты. Сколько из них готовы продолжить работать на предприятиях?

– На сегодня 108 участников программы выплатили всю сумму, а до конца 2020 года к ним присоединятся еще 107 человек. При этом, как показывает практика, 40 процентов высококвалифицированных сотрудников, завершивших свое участие в программе, продолжают работать на предприятиях группы компаний «Норникеля».

– Планируется ли увеличение квот по корпоративным жилищным программам?

– Количество квот утверждено до 2023 года. В частности, 1900 квот по программе «Твой дом» и 750 – по программе льготного кредитования. Я думаю, за эти три года мы сможем оценить существующие в мире тренды и принять решение, по какому вектору пойдет «Норникель».

– Может ли программа льготного кредитования прийти на смену жилищным корпоративным программам?

– Это один из возможных трендов. Безусловно, география России шире, чем четыре основных региона, где мы сегодня приобретаем жилье для участников «Твоего дома». Есть и другие факторы, по которым человек предпочтет воспользоваться именно программой льготного кредитования. На наш взгляд, она является более гибким инструментом, который позволяет сотруднику самостоятельно сделать выбор, в каком городе купить жилье. В то же время это облегчает задачу и для «Норникеля», так как в этом случае нет необходимости в администрировании, как при работе с жилищными программами. Есть масса плюсов, и мы это понимаем. Поэтому внимательно следим за последними тенденциями: ставка Центробанка падает, ставка по ипотеке снижается… Есть факторы, которые свидетельствуют в пользу принятия этой модели. Еще раз повторюсь: время покажет, по какому вектору мы пойдем.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.