Платить налоги, создавать рабочие места и быть прибыльным – это не все современные требования к бизнесу. Пришло время еще более активно вкладываться в решение общественных и государственных задач, считает президент «Норникеля» Владимир Потанин. Об этом, а также о том, каким видится продолжение сотрудничества по улучшению жизни в Норильске с федеральными и региональными властями, он рассказал в интервью телеканалу «Северный город».
– Владимир Олегович, подходит к концу срок действия десятилетнего соглашения между правительством России, Красноярским краем, Норильском и «Норникелем», направленное на улучшение жизни норильчан. Как вы оцениваете совместную работу, проделанную за это время?
– Я считаю, что сотрудничество было успешным. Компания выполнила все свои обязательства. Мы построили в городе два детских сада, на наши средства проведен ремонт инфраструктуры ЖКХ и дорог, возвели в Дудинке Ледовый дворец «Таймыр», буквально на днях должен начать работу физкультурно-оздоровительный комплекс «Айка», в который мы вложили более 3,5 миллиарда рублей. Кстати, уже за рамками соглашения «Норникель» построил в городе спортивно-развлекательный комплекс «Арена-Норильск» с самым северным в России аквапарком, вложил около пяти миллиардов рублей в ремонт взлетно-посадочной полосы и самого аэропорта Норильск. Мы проложили линию оптоволоконной связи из Нового Уренгоя, дав горожанам возможность пользоваться высокоскоростным интернетом.
Важной частью соглашения было участие в программе переселения норильчан на материк. В 2016 году прекратилось финансирование этой программы из федерального бюджета, однако мы с Красноярским краем продолжили эту работу. Компания потратила на это 8,5 миллиарда рублей. В итоге 7700 семей благополучно переселились в другие регионы России.
Важно, что власти края тоже не отошли от своих обязательств, сохранив оговоренные объемы финансирования. Совместно мы реализовали много проектов. Это все говорит о том, что наше сотрудничество может быть весьма эффективным. Именно поэтому я считаю, что заключение нового четырехстороннего соглашения необходимо. Оно позволит наметить, как сейчас модно говорить, дорожную карту дальнейших действий. Масштаб стоящих перед городом и компанией задач требует особого внимания на всех уровнях – городском, краевом, федеральном.
– На ваш взгляд, какие задачи должны прежде всего решить участники соглашения? Какие направления развития Норильска вы считаете приоритетными?
– Прежде всего я считаю, что судьбы города и комбината настолько переплелись, что невозможно говорить о развитии Норильска без учета планов компании, от которых в значительной степени зависит благополучие города.
Мы приступили к реализации десятилетней инвестиционной программы – в развитие предприятия, его модернизацию будет вложено более двух триллионов рублей. И это, на мой взгляд, предопределит развитие всего Норильского промышленного района, значительно повлияет на жителей.
Город станет значительно чище – из этих инвестиций 250 миллиардов рублей направляются на решение проблемы загрязнения атмосферы. «Серная программа», которую мы воплощаем в жизнь в Норильске, обеспечит снижение выбросов диоксида серы на Надеждинском металлургическом и Медном заводе почти до нуля. Еще около 100 миллиардов рублей направляется на обеспечение промышленной безопасности, под которой подразумевается весь комплекс мероприятий – от промышленной безопасности и условий труда наших работников до повышенного внимания к экологическим вопросам.
Если же говорить о том, на что важно обратить внимание в новом соглашении, то основных направлений несколько.
Необходимо продолжить совместную программу переселения на материк. Отмечу, что «Норникель» уже выделил на следующий год 830 миллионов рублей, не дожидаясь заключения соглашения.
Предметом соглашения необходимо сделать программу реновации жилья. По нашим предварительным оценкам, для ее реализации понадобится более 80 миллиардов рублей. Компания готова взять на себя половину этой суммы, что мы совсем недавно подтвердили на заседании Арктического совета под председательством вице-премьера Трутнева. И в этом случае, не дожидаясь заключения соглашения, «Норникель» уже выделил Норильску необходимые средства для проведения проектных и других работ в 2021 году.
Уверен, что работники компании, норильчане, знают, что мы делаем немало для городской системы здравоохранения. За последние шесть лет «Норникель» направил около 64 миллионов рублей медицинским учреждениям города, в том числе на приобретение различного оборудования. При этом мы не учитываем ту помощь, которую компания оказала городу для борьбы с коронавирусом. В прошлом году мы развернули программу по улучшению качества медицинского обслуживания. Речь идет не только и не столько о дооснащении фельдшерских пунктов на производстве, но и о создании новых центров медицинского обслуживания, один из которых уже в первом полугодии следующего года будет развернут. А в течение двух-трех лет таких центров в городе будет четыре. Параллельно мы закупаем современное оборудование и принимаем меры для привлечения десятков медицинских сотрудников из других регионов, для того чтобы наполнить хорошим кадровым потенциалом эти центры. Это в результате, по нашему мнению, должно значительно улучшить качество медицинского обслуживания в городе.
«Норникель» продолжает поддерживать коренные малочисленные народы Севера. Недавно компания заключила соглашение с организациями, которые представляют большинство народов, проживающих на Таймыре. Оно предусматривает финансирование в размере двух миллиардов рублей до 2024 года.
Эти направления могут стать основой будущего соглашения. Также важно предусмотреть поддержку дошкольных учреждений, Норильского индустриального института, в котором при содействии Сибирского отделения Академии наук планируется создать центр по изучению Арктики. Одним словом, это должна быть большая программа, которая, надеюсь, будет поддержана и федеральным, и краевым правительством. Тем более что у нас с Красноярским краем хорошая история взаимодействия.
– Каким, на ваш взгляд, должно быть участие в соглашении других его сторон?
– Будет справедливым, если обязательства, которые компания готова на себя принять в рамках этого соглашения, будут сопровождаться встречной поддержкой государственных органов всех уровней. Речь идет о возможности воспользоваться всеми стимулами, которые предусмотрены законодательством, – от включения Норильска в федеральные программы («Жилье», «Комфортная среда») до получения «Норникелем» статуса участника региональных инвестиционных проектов. Мы надеемся на активные действия краевых властей, которые будут стимулировать бизнес к участию в социально-экономическом развитии региона. Сейчас Красноярский край не входит в число даже первой тридцатки регионов по условиям инвестиционной привлекательности. Уверен, что совместными усилиями мы сможем войти в десятку.
Нужно вернуться к вопросу справедливого распределения бюджетных отчислений. Сегодня «Норникель» дает Красноярскому краю более 30 процентов собственных доходов региона. Было бы справедливо из отчисленных налогов возвращать в Норильск 20 процентов, как это было прежде. Сегодня эта цифра – около пяти процентов, это меньше, чем получают остальные города края. Понятно, что отчасти те проблемы, которые Норильск сейчас испытывает, связаны в том числе и с недостаточным бюджетным финансированием.
– Пожалуй, в России нет примеров столь масштабного участия частной компании в жизни моногорода…
– Да, вы абсолютно правы, это необычная ситуация. Но с другой стороны, для «Норникеля» все логично, потому что это публичная компания, акционерами которой являются более ста тысяч человек. Среди них и жители Норильска, и сотрудники компании. Сегодня, чтобы быть хорошим бизнесом, уже недостаточно просто платить налоги, создавать рабочие места, например, и быть прибыльным. Нужно еще что-то делать для общества в целом, для местных сообществ. Это нигде не прописано, ни в каком законе, но таково современное требование жизни. Поэтому «Норникель», который позиционирует себя как одну из ведущих с точки зрения социальной ответственности компаний, должен принимать на себя обязательства, превышающие те, что прописаны законодательно. В моем понимании это что-то вроде общественного договора или социальной лицензии на ведение бизнеса. Отсюда и большие расходы компании на благотворительность, которые из года в год растут. В этом году мы потратим более 30 миллиардов рублей на программы социальной поддержки. Например, «Норникель» выделил 20 миллиардов рублей на борьбу с коронавирусом. В Норильске на эти деньги были куплены средства индивидуальной защиты, медицинское оборудование, препараты, тесты.
И такая деятельность становится абсолютной нормой для компании, которая рассчитывает на нормальное к себе отношение общества, в котором она живет.
– В Норильске предстоят выборы мэра. Кого из кандидатов может поддержать компания?
– Мне кажется, что сейчас необходимо отбросить личные и клановые предпочтения любого рода. Норильском должен управлять человек, способный решить те масштабные задачи, о которых мы говорили, подобрать для этого команду. Фигура, способная объединить и город, и край, и компанию, для того чтобы сделать жизнь норильчан лучше.