Благотворительные программы «Норникеля» являются примером и образцом для многих предприятий. Компания направляет на благотворительность миллиарды рублей. Только в прошлом году «Норникель» выделил на региональную благотворительность более двух миллиардов рублей. И это не считая средств, направленных на программы поддержки коренных малочисленных народов Севера и мероприятия в рамках борьбы с COVID-19. Начальник управления благотворительных программ Заполярного филиала «Норникеля» Наталья Дунаева в интервью ТК «Северный город» рассказала об основных достижениях 2021 года.
– Наталья Петровна, в прошлом году на реализацию ряда программ определенным образом повлияли пандемия и связанные с ней ограничения. И в то же время волонтеры компании доказали, что они готовы реагировать на сложные вызовы.
– Нынешний год не стал исключением. В рамках корпоративной программы «Комбинат добра» волонтерами было отработано около пяти тысяч часов. Добровольцы реализовали свыше 150 инициатив и проектов по решению местных социальных проблем. Достаточно вспомнить такой масштабный проект «Норникеля», как экологический марафон «Понеслось!», который проходил уже шестой год подряд.
– С каждым годом число его участников растет.
– В 2021-м к проекту присоединились почти полсотни новых волонтеров. Причем очень радует, что это не только сотрудники компании, но и члены их семей, знакомые, а также участники некоммерческого сектора. Чем этим летом занимались наши добровольцы? Очисткой берегов и прибрежной акватории озера Лама, проводили квест «Чистый Талнах». В общей сложности ребята собрали пять тонн мусора. Те, кто в глубине души нашел стремление к педагогической деятельности, занимались просвещением в экоклубе и реализацией проекта по пропаганде осознанного и экологичного образа жизни «Эко-Digital». Добровольцы организовали экологический фестиваль «ЗОЖивем» и конкурс на создание экокомикса. Любители животных помогали братьям нашим меньшим в приюте для беспризорных животных. Апгрейду подвергли и мастерскую «Плавь пластик» – ребята переехали в новое помещение на Нансена, 36. А всего в этом году участниками экомарафона стали более 350 волонтеров в составе 58 команд, на счету которых 45 субботников, 35 мастер-классов и 2500 отработанных часов. Причем, надо понимать, речь идет не только об акциях, предложенных компанией. Если у сотрудников есть желание воплотить в жизнь свою идею помощи, разработать план проекта, сформировать бюджет, то «Норникель» готов поддержать добровольцев финансово и организационно – ежегодное финансирование мероприятий программы «Комбинат добра» достигает 11,5 миллиона рублей.
– А если считать с теми, кто не занимается волонтерством лично, но является участником программы личных пожертвований, запущенной на корпоративном портале, охват неравнодушных горожан возрастет в разы?
– Такая возможность – написать заявление на сумму, которая будет удержана из зарплаты, появилась у работников компании в 2018 году. Проект направлен на всех, кто реально нуждается в помощи. Это могут быть как конкретные жители региона, которым требуется материальная поддержка в дорогостоящем лечении, так и некоммерческие организации, чья деятельность направлена на помощь детям, инвалидам, пожилым людям или животным. Принципиальной особенностью является то, что «Норникель» софинансирует программу, то есть увеличивает собранную сумму. В этом году, к примеру, таким образом мы смогли перечислить трем организациям 1,3 миллиона рублей, из которых 775 тысяч были собраны работниками компании и еще 512 тысяч были выделены из бюджета ЗФ на предусмотренных программой условиях.
– Сегодня многие компании воспринимают корпоративное волонтерство как современный способ работы с молодыми сотрудниками, которые благодаря этому развивают новые навыки.
– Мы не исключение. В 2021 году в «Норникеле» стартовала развивающая программа для волонтеров «Ледокол», в рамках которой для сотрудников компании проводятся тренинги, развивающие их компетенции и личностные качества. Итогом первого этапа обучения стал фестиваль, посвященный экологичному и здоровому образу жизни, причем организаторами его выступили сами волонтеры. А наиболее активные участники программы «Ледокол» встретились на Международном форуме гражданского участия «Мы вместе» в Москве, где не только представили направления добровольческой деятельности «Норникеля», но и прошли обучение по программе «Внедрение принципов устойчивого развития при реализации социальных проектов корпоративных волонтеров» и приняли участие в командообразующих мероприятиях.
– Благотворительность без тепла, эмоций, чувства сопричастности представить трудно… Но, с другой стороны, оказание помощи невозможно без понимания процессов, бухгалтерии, финансов.
– Именно поэтому компания такое большое внимание уделяет обучению социальному проектированию и поддержке социально значимых общественных инициатив. Именно на это нацелена благотворительная программа «Мир новых возможностей». На реализацию мероприятий на территории Норильска и Таймыра из бюджета ЗФ за шесть лет выделено 635,88 миллиона рублей, из них в 2021 году – 121,21 миллиона. Ежегодно участниками мероприятий и благополучателями программы «Мир новых возможностей» становятся более 13,5 тысячи активных граждан.
– Пандемия и введенные ограничения в стране для борьбы с ней повлияли на ход реализации проектов?
– Прошлый год действительно выдался непростым. По более чем десяти проектам пришлось заключить дополнительные соглашения к договорам пожертвования денежных средств о продлении сроков реализации проектов. Некоторые массовые мероприятия перевели в онлайн. Тем не менее на очередной конкурс социальных проектов 2021/22 года поступило 208 заявок. Авторы проектов уже изначально учитывали возможные риски в связи с пандемией, предусматривая трансформацию своих мероприятий в онлайн-формат. В итоге победителями конкурса были признаны 54 проекта на сумму 75 миллионов рублей, большая часть которых будет реализована к концу 2022 года.
– Можете перечислить наиболее успешные из них?
– Очень интересный проект музейного театра на базе Таймырского краеведческого музея, который называется «Театральные подмостки в музейных историях». Еще один – «Зеленый центр», который предполагает организацию помощи жителям Норильска в благоустройстве дворовых и парковых территорий. Или «Виртуальное экскурсионное бюро «Норильск 360», нацеленный на профориентацию норильских старшеклассников в сфере туриндустрии, через создание и развитие клуба. Благодаря гранту компании на улице Лауреатов в Норильске появилась всесезонная открытая спортивная площадка, а, к примеру, в северном поселке реализован проект «Караул! Перезагрузка» по созданию благоустроенного пространства. Что важно – в общественную жизнь города вовлекается все больше людей, и в частности молодежи. Этому способствует также и то, что традиционными мероприятиями «Мира новых возможностей» являются форумы социальных технологий, призванные познакомить общественность с лучшими практиками в сфере благотворительности и добровольчества, продемонстрировать успешные истории решения социальных проблем. Это также фестивали науки, семейный праздник «ПикНик «Город – это мы!», обучение некоммерческих организаций и многие другие.
– А в этом году компания организовала еще и новый грантовый конкурс «Мир Таймыра».
– Особенностью этого конкурса является реализация проектов только на территории компактного проживания коренных малочисленных народов и в населенных пунктах Таймыра. В 2021-м гранты на сумму 46 миллионов рублей получили 28 социальных проектов – победителей, которые должны быть завершены к ноябрю 2022 года. В их числе – обустройство спортивных площадок в Волочанке и Усть-Аваме, создание этнопарка в трех километрах от Дудинки, строительство смотровой площадки в поселке Носок и многие другие.
– У людей появилась реальная возможность менять жизнь вокруг себя. Что интересно – активную позицию и тренд на благотворительность все чаще называют отличительной особенностью именно молодежи. Для нас это тоже характерно?
– Думаю, что с развитием общества это связано больше, чем с поколениями. Это вопрос, на какой стадии мы находимся. Желание помогать становится стандартным, нормальным, в хорошем смысле слова. В то же время благотворительная программа «Мир новых возможностей» рассчитана на все возрастные категории. В числе ее направлений – лаборатория инновационного творчества «FabLab-Норильск» – общественное пространство для развития технического творчества и цифровых компетенций горожан и сотрудников компании. Общая сумма поддержки проекта составляет более 25 миллионов рублей. Это также образовательный проект «Перемена», который в 2021-м проходил в разных форматах: офлайн и онлайн. Причем к ключевым направлениям «Перемена.Edu», «Перемена.Teen», «Перемена.Team», «Перемена.Club» в этом году добавилось еще одно – «Перемена.Urban». В частности, в первой части блока «Перемена.Urban» старшеклассники проектировали городские объекты, которые, по их мнению, необходимы в Норильске. Рассматривали город как сообщество людей, в каких сферах и какие социальные задачи могут решать жители и какие проекты могут инициировать подростки. Знакомились с местными НКО – благотворительными фондами. Это важно – чтобы подрастающее поколение почувствовало интерес к филантропии, с ним нужно вести диалог.
– К слову, сейчас появилась благотворительность с коммерческими элементами, когда можно заниматься благотворительностью и при этом зарабатывать какие-то средства.
– У нас предусмотрено такое обучение для некоммерческих организаций, готовых монетизировать часть своей деятельности, и предпринимателей. В ноябре 2021 года «Норникель» запустил второй акселератор бизнес-проектов. В отличие от первого акселератора, который прошел в 2019/20 году и был рассчитан на предпринимателей с социальной составляющей в бизнес-модели проекта, это обучение рассчитано на представителей малого бизнеса, НКО и стартаперов, которые только планируют тестировать продукт на рынке. Стартовый интенсив позволил отобрать из более чем 50 участников 29, чьи бизнес-проекты «прокачают» на следующем этапе: во время работы с трекерами. Руководители проектов, показавшие лучшие результаты, смогут получить беспроцентные займы от «Норникеля» и направить их на дальнейшее развитие своего дела.
– По сути, компания становится драйвером для искренних, открытых, свободных людей, которые хотят менять свои города, делать их лучше.
– Несомненно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что каждый год «Норникель» получает престижные награды за проекты в сфере корпоративного волонтерства и не только.
Совсем недавний пример: в конце декабря «Норникель» запустил благотворительную онлайн-ярмарку «Волонтеры в Сити». Она проходила в пространстве DigitalLoft, но принять в ней участие можно было и онлайн. На ярмарке можно было приобрести плюшевых тигров, шопперы, мыло, варенье, елочные игрушки и новогодние сувениры ручной работы, которые изготовили добровольцы из Норильска, Красноярска, Читы, Заполярного, Мончегорска. Собранные и приумноженные «Норникелем» средства пошли на конкретные цели: на оплату курса дорогостоящего лечения девочки из Норильска, на приобретение слухового аппарата мальчику из поселка Никель. Помощь также направили в детский дом «Вдохновение» в селе Непецино Московской области, в фонд помощи детям с онкогематологическими заболеваниями города Читы и Ивантеевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теремок». Поддержку оказали малышам из Красноярска, перечислив деньги благотворительному фонду «Счастливые дети», который помогает детям-сиротам. Что может быть самым лучшим завершением уходящего года, как не добрые дела?