На старейшем предприятии Норильского промышленного района – руднике «Заполярный» - произошло немало преобразований. В их числе расширение карьера, эксплуатация батарейных машин и в целом закупка новой техники, внедрение цифровых технологий и изменение внутренней логистической цепочки. В беседе с «Северным городом» директор рудника Вадим Макаров рассказал о самых значимых новшествах в «Заполярном» и планах развития предприятия.
– Вадим Олегович что из последних новшеств на «Заполярном» можно выделить особенно?
– На руде первой в НПР шахты, по сути, был построен Норильский комбинат. Безусловно, с тех пор изменилось очень многое. Еще два года назад мы дорабатывали старые запасы и готовились к тому, что на карьере рудника появятся масштабные и новые перспективы по добыче руды.
Сегодня дочерняя компания «Норникеля» форсирует работы по вскрыше запасов руды с высоким содержанием платины: началась добыча руды в новой части месторождения, видны явные изменения по вскрытию новых горизонтов, произведена разноска бортов. Если сравнивать нынешнюю ситуацию с той, что была два года назад, даже по съемке из космоса, по картам «Гугла» можно заметить, насколько расширился карьер и его площадь стала значительнее. Масштаб работы налицо.
– Какие изменения коснулись непосредственно шахты?
– Изменилась концепция подачи руды на Норильскую обогатительную фабрику. Ранее транспортировка руды осуществлялась только через ствол 9БИС, сейчас кроме него строится новый тракт выдачи руды. Так меняется логистика доставки: на существующую фабрику, и – в перспективе – на новую фабрику, которая появится взамен устаревшей.
– Какие новые технологии опробованы на предприятии?
– В подземной части у нас у единственных в России эксплуатируется батарейная техника. Не так давно компания приобрела для «Заполярного» первые ее образцы – экологичные самоходные машины для перевозки бетонной смеси (миксеры) и автобус для транспортировки людей. При их использовании отсутствуют вредные выбросы в атмосферу, что очень важно в ограниченном пространстве шахты. Пока таких машин две, в перспективе – переход на батарейную технику.
По карьеру устаревшие экскаваторы заменены на гидравлические машины повышенной мощности – с ними производительности есть куда расти. Большой плюс в переходе с ЭКГ на гидравлику – большая мобильность комплексов. Раньше за экскаватором нужно было тянуть линии электропередачи, поставлять им электроэнергию, сейчас комплексы абсолютно свободно перемещаются с места на место. Вариативность работы повысилась на порядок, появились возможности для маневра.
Цифровые технологии тоже внедряются. Сегодня федеральные нормы требуют от нас точного понимания того, где в определенный момент находится тот или иной человек. Местоположение нужно определить с точностью до пяти метров, независимо от того, под землей находятся люди или на земле. Поэтому сегодня внедряется система позиционирования, а также автоматическая система управления горными работами.
Теперь диспетчеру на мониторе в режиме реального времени, а также в режиме накопительной информации видно, куда ушла техника, какие самосвалы работают на участке, сколько циклов сделал экскаватор №20, куда и сколько руды отгружает машина №5 в данный период времени – и так далее.
Уже сейчас в нашей диспетчерской с 30 стационарных камер можно наблюдать рабочий процесс. Видя, что и как делается в режиме онлайн, можно вовремя внести корректировки в работу.
Система обнаружения людей позволяет видеть каждого сотрудника, анализировать его действия с точки зрения производительности труда. В этом смысле работать стало гораздо проще.
– Расскажите подробнее о логистической цепочке.
– Здесь важно разделять шахту и карьер. Руду карьера ранее добывали в старой чаше и по рудовозной дороге вывозили в цех крупного дробления. При добыче открытым способом руда бывает негабаритной – обогатительная фабрика от этого сильно страдала. Согласно новому проекту руда будет дробиться прямо в карьере, вернее, в прикарьерной площади, и на НОФ станут доставлять руду, уже прошедшую первичное дробление, более-менее нормальной кусковатости, как у нас говорят.
Руда шахты выдавалась по горизонту 201-го метра через ствол 9БИС. Сейчас этот этап производственной цепочки будет проходить через вновь строящийся автотранспортный уклон: руда шахтными самосвалами будет вывозиться на поверхность, проходить первичное дробление и потом, уже подготовленная, пойдет на фабрику.
– Что представляет собой руда «Заполярного» и «Медвежьего ручья»? Какие металлы в ней содержатся?
– Можно смело сказать, что на руде старейшего месторождения «Норильск-1» был изначально построен норильский комбинат. Талнахские месторождения были освоены гораздо позднее. Так что все начиналось отсюда.
В нашей руде есть медь, никель, редкоземельные металлы, платина, палладий, иридий, золото, серебро – чего только нет: фактически тут представлена вся таблица Менделеева.
Основная ценность этой руды – в содержании металлов платиновой группы, которая тут выше относительно других месторождений.
– Какие объемы добычи руды планируются в будущем?
– На шахте «Заполярного» сегодня добывают 1 миллион 200 тысяч тонн руды в год. По окончании второго этапа строительства здесь планируют достигнуть показателя в 4,5 миллиона тонн. Несколько лет назад вторую жизнь получил карьер – себестоимость руды, добытой в карьере, гораздо ниже. С развитием горных работ его производительность достигнет семи миллионов тонн.
Шахта вскрыта вертикальными стволами 7БИС и 9БИС, есть также западная и восточная штольни и два уклона – автотранспортный и конвейерный. В перспективе эти уклоны на карьере будут «гаситься», через два года появятся два новых уклона и разведочная штольня.
– На руднике трудятся уникальные люди. Кроме того, у вас есть много династий, это правда?
– Да. У кого-то тут работал дед, у кого-то отец. Много семейных пар трудится на руднике – с ходу вспоминаются такие фамилии как Терешун, Ческидовы, Богута, Максимовы… Общий трудовой стаж некоторых династий будет исчисляться минимум веком.
Своими работниками я практически всегда доволен. В День шахтера передаю им старое, проверенное временем горняцкое пожелание – крепкой кровли над головой, ребята, и пусть число спусков в шахту будет равно числу подъемов из нее. Пусть жены, матери дожидаются своих мужей и детей после работы, пусть вам всегда будут рады ваши близкие. В наших непростых условиях пусть будет у всех счастье и крепкое здоровье – оно нам всем непременно нужно. Перспективы у нас есть, и они большие, а работы хватит всем, уверен. Нет ничего такого, что может помешать нам ее выполнить.