Заполярный транспортный филиал завершил 2022 год рекордной отметкой грузооборота – 4,5 миллиона тонн – впервые за последние три десятилетия. Рост грузооборота связан с реализацией крупных инвестиционных проектов «Норникеля», в которых ЗТФ играет важную роль.
О других итогах работы Дудинского морского порта в 2022-м и о планах предприятия на 2023 год в интервью «Северному городу» рассказал Алексей Новаков, директор Заполярного транспортного филиала.
– В 2022 году Дудинский морской порт обработал 1576 судов, что составляет 4450 тысяч тонн грузов. Это знаковый результат для предприятия. Кроме того, из-за роста объемов грузов мы расширяем наши возможности: создаем новые производственные площади, закупаем новую технику. В прошлом году заасфальтировали 5,5 километров дорог, прилегающих к нашим территориям. .
Пополнили парк техники на 13 единиц: закупили новые бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики, в их числе три новые вахтовки для перевозки сотрудников. Также улучшаются социально-бытовые условия на комплексах филиала. За 2022 год отремонтировано два АБК общей площадью 1,4 тысячи квадратных метров. Работники ППК №1 и производственного комплекса малой механизации теперь имеют новые гардеробные и душевые.
Мы закупили дополнительно мобильные теплые туалеты, они в ближайшее время придут, что очень важно для людей, которые работают на морозе.
– В прошлом году стартовал первый этап масштабной пятилетней программы по замене 35 портальных кранов. Сколько планируете получить в 2023 году?
– Четыре единицы. Может быть, получим шесть – все зависит от производства.
– Как предприятию удается держаться на плаву в части ремонтов и эксплуатации оборудования иностранного производства?
– Даже в сложившийся экономической ситуации запчасти закупаются в достаточном объеме, несмотря на то что это повышает оборотный капитал компании. В очень непростых условиях мы создаем резерв запчастей, расходных материалов и прочего для всех единиц техники и оборудования.
Нельзя не сказать про инвестиции в основные фонды. В прошлом году завершился очень длительный период проектно-изыскательских работ по причалам, и мы планируем в этом году перейти в стадию закупки материалов для серьезнейшей реконструкции причальной стенки. Словом, все идет, все двигается, и я уверен, что так и продолжится.
– Какие планы и задачи для Заполярного транспортного филиала сейчас актуальны?
– Мы намерены дальше обновлять парк погрузчиков, причем всех классов. Был непростой период, когда приходилось искать альтернативы европейским поставщикам, и мы это сделали – первые две единицы поступили из Юго-Восточной Азии. Их запустили в работу, смотрим, как они покажут себя в условиях Крайнего Севера.
Планируется обновить около 20 единиц техники взамен выработавшей свой ресурс, в основном это тяжелые автомобили.
В 2023 году мы запустим медицинский центр в Дудинке. Сейчас уже идут работы по оборудованию кабинетов. И совсем скоро сотрудники компании, члены их семей смогут пользоваться расширенным спектром медицинских услуг. Это все для наших людей, которые работают в очень непростых условиях. Такие меры лучше всяких слов показывают людям, что руководство компании на деле заботиться об их улучшении.
– Набираете ли вы новых сотрудников? Если да, то сколько человек требуется и как ведется прием?
– В 2022 году мы привлекли около 700 новых сотрудников. Из них почти 300 человек работают вахтовым методом. Для приема приезжающих построен временный жилой комплекс вместимостью до 200 человек. В планах строительство еще одного такого же общежития. Набор людей будет возможен под потребности.
– Расскажите о новых технологиях, которые вы используете в обучении сотрудников.
– Совсем недавно у нас в филиале появился уникальный на российском рынке тренажер-симулятор для обучения управлению портальным краном на основе технологий виртуальной реальности. Мы отремонтировали и оборудовали шесть учебных классов на 120 посадочных мест. Уверен, что это улучшит качество обучения наших людей.
– В 2021 году ЗТФ победил в конкурсе лидеров производительности. Что для предприятия значит этот результат?
– Аудит по методологии организаторов конкурса лидеров производительности на Кубок Гастева, проведенный с помощью независимых экспертов, дал срез состояния процессов на предприятии и определил точки роста. Наша оценка по итогам 2021 года – 89 процентов, с возможным ростом до 95 процентов в течение двух-трех лет.
Определив точки роста, наша команда разработала план по развитию производственной системы филиала с учетом рекомендаций, которые мы получили от экспертов. Лично мной было принято решение обучить максимальное количество руководителей разного уровня стандартным практикам руководителя. Результатом обучения стали проекты, направленные на уменьшение временных потерь и оптимизацию производственных процессов, которые сейчас активно реализуются на площадках.
Кубок Гастева – это не только заслуженная награда коллектива ЗТФ, но и возможность найти новые пути развития, повысить производительность и укрепить имидж компании.
– В 2022 году ЗТФ снова подал заявку на участие в конкурсе, какие ожидания?
– У нас будет, по сути, повторный аудит, отвечающий на вопросы: сколько мы успели достичь за год, насколько эффективно наша команда смогла применить и внедрить полученные знания и инструменты? Ведь любые изменения не проходят бесследно: на пути к развитию производственной системы менялось отношение сотрудников к рабочим процессам, менялись сами сотрудники, повышалась их эффективность за счет умения применять инструменты в своей работе. С каждым шагом мы становимся ближе к нашей цели – стать первым портом, который сможет качественно внедрить производственную систему с вовлечением всех уровней управления.
Нам есть еще над чем работать, и не ради кубка, а ради того, чтобы все процессы, которые организованы в ЗТФ, были прозрачны, а результат и качество выполняемых работ соответствовали заданному уровню.