В октябре 2011 года Совет директоров ОАО «ГМК «Норильский никель» утвердил стратегию развития компании до 2025 года. О том, каким образом это скажется на развитии Норильска, как стратегия перекликается с общими перспективами развития Севера корреспонденту ТРК «Северный город» рассказал президент ГМК «Норильский никель» Андрей Клишас.
Вопрос:
Расскажите о недавно принятой стратегии развития компании до 2025 года: каковы основные аспекты документа?
Андрей Клишас:
Принятая стратегия во многом акцентирована на проблемах и производственных программах, которые будут здесь реализовываться, в том числе в Норильском промышленном районе. Комплекс мер, мероприятия, планы, графики – это то, что мы обсуждаем. Стратегия очень существенно отличается от того, что было раньше. Первое - это долгосрочная стратегия до 2025 года. И очень важно, что у компании эта стратегия сегодня есть. Важно, что большинство членов Совета директоров и независимые директора ее поддержали. В документе уровень инвестиций распределяется приблизительно как 40 на 60. 60% - это производственный блок. Это понятно, ведь «Норникель» первую очередь производственная компания. Но 40% инвестиций связанны с развитием инфраструктуры. И это является ключевым отличием стратегии от того, что предлагалось компанией раньше. Вкладывая средства в инфраструктуру (а это, в соответствии с программой порядка 15 миллиардов долларов), мы обеспечиваем не только наши производственные основные задачи, связанные с развитием металлургического, горного, обогатительного производства, но и существенно улучшаем инфраструктуру, которая является основой для проживания в Норильском промышленном районе и на Таймыре. Это говорит о том, что и руководство Компании, и руководство Заполярного филиала, и руководители наших основных дочерних предприятий, которые работают в сфере энергетики, газоснабжения в Норильском промышленном районе и на Таймыре – активно продвигают идею того, что развитие здесь инфраструктуры позволяет и хорошо развивать основные производства, и привлекать грамотных специалистов, и позволять, в конечном итоге, улучшать условия жизни людей в условиях Крайнего Севера.
Вопрос:
Как в стратегии затронут кадровый вопрос?
Андрей Клишас:
Одной из задач, поставленных стратегией перед Компанией, является существенная технологическая модернизация, которая неразрывно связана с кадровым вопросом. Чтобы решить вопросы по увеличению производства необходимо обеспечить наши предприятия высококвалифицированными специалистами. Мы с вами хорошо понимаем, что увеличить почти на 50% производство меди, как это предусмотрено в стратегии, просто за счет экстенсивного роста, невозможно. Невозможно увеличить производство платиноидов на 40 с лишним процентов. Также невозможно увеличить на 40% производство никеля. Все это предполагает существенное технологическое перевооружение. Соответственно, мы должны пригласить специалистов, обучить тех, кто уже работает здесь, обеспечить для них возможность прохождения дополнительных образовательных программ, связанных с повышением квалификации, поскольку работать придется с новыми технологиями и на новом оборудовании. Этим сейчас занимается «Норникель».
Вопрос:
В контексте развития инфраструктуры, хотелось бы остановиться на теме транспорта. Как работает Компания в этой области?
Андрей Клишас:
В последнее время в России активно развивается тема Северного морского пути. Правительство России считает развитие Арктических северных территорий и Севморпути неразрывно связанными между собой. Премьер-министр России Владимир Путин, выступая на одном из форумов, отметил важность развития российского судоходства и необходимость создания новых современных кораблей для российской экономики.
Свой вклад в развитие арктических перевозок вносит ОАО ГМК «Норильский никель». Компания создала свой собственный флот и выполняет важную роль в решении общефедеральных целей. На сегодняшний день ледокольный флот «Норникеля» состоит из 5 современных судов и в планах компании – строительство новых. «Норильский никель» – уникальная компания. Это многоотраслевой комплекс, который требует качественной транспортной логистики и должен быть независим от сторонних монополистов. Сегодня мы можем обеспечивать северный завоз фактически круглогодично. Мы должны строить танкерный флот, строить суда ледового класса для того, чтобы избежать возможного давления со стороны.
Вопрос:
На сегодняшний день в «Норильском никеле» действует целая система корпоративных программ, которые должны поднять престиж работы на Севере. Как в дальнейшем эта система поддержания интереса к Северу будет развиваться в «Норильском никеле»?
Андрей Клишас:
У этого вопроса есть экономический, кадровый, и идеологический аспекты. Очень важно, чтобы люди, которые здесь живут, не чувствовали свою оторванность от материка и страны в целом. Для того, чтобы они чувствовали себя комфортно, связывали свои жизненные планы, в том числе и с вопросами развития всей страны, тех регионов, где они планируют жить, где они планируют учить своих детей, где могут жить их родители-пенсионеры. Нам необходимо преодолеть разрыв между понятиями «Норильск» и «материк». Мы развиваем программу «Наш дом» и не планируем по ней каких-либо сокращений. Вся программа будет реализована, в том числе и на Таймыре. Это важный вопрос нашей социальной политики.
Другой очень важный аспект – привлечение квалифицированных специалистов на наши предприятия. И здесь программа «Наш дом» позволяет закрепить кроме сотрудников, которые длительное время отработали на предприятиях Норильского промрайона, и молодых специалистов, которых мы стремимся здесь оставить. Программа «Наш дом» является ключевым инструментом, который позволяет людям чувствовать себя более уверенно.
Вопрос:
Компания активно развивает северные территории, а есть ли на уровне федерации какие-то серьезные планы по развитию Севера?
Андрей Клишас:
Думаю, что к федеральному руководству пришло понимание того, что те ресурсы, за счет которых страна во многом живет и развивается - исчерпаемы. И для того, чтобы обеспечить возможность роста экономики в будущем, необходимо активнее заниматься вопросами Севера. Есть специальная программа правительства, связанная с развитием Арктики, и для нас это очень выигрышная тема. В стране непростая экономическая ситуация - мы переживаем второй цикл кризиса. Может, не так остро, как некоторые европейские страны, но, тем не менее. В основе экономической стабильности должно лежать собственное производство: те объемы, которыми мы можем обеспечивать качество продукции, ее конкурентоспособность на мировых рынках. Компания находится в этом тренде. Это нам помогает, а иногда ставит перед нами новые, дополнительные задачи. Недавно в Норильск приезжал министр по чрезвычайным ситуациям Шойгу, в рамках визита обсуждались очень многие вопросы, связанные в частности с созданием здесь Арктического спасательного центра. Это поведет за собой и развитие малой авиации. В рамках поездки также были затронуты вопросы, связанные с развитием транспорта, и даже посещение Дудинского порта и одного из судов, который принадлежит «Норникелю». Результаты, которых компания достигла в данном направлении, впечатляют, поэтому развитие Арктических территорий - это та часть политики правительства, которая, безусловно, нам выгодна и нужна. В том числе и потому, что мы своими результатами в Норильске показываем: в условиях Крайнего Севера можно и производство современное развивать, и инфраструктуру. В инфраструктурные проекты мы вкладываем 15 миллиардов долларов. У Севера есть будущее: здесь должны жить люди, здесь можно получать качественную продукцию. Здесь можно и нужно развивать инфраструктуру и все это дает качественную отдачу. Норильск - место, где можно не только работать, но и очень хорошо жить.