Заполярный транспортный филиала «Норникеля» показал отличные результаты в 2023 году и в производственном плане, и в социальной политике. О новых возможностях подготовки кадров, росте грузооборота и обновлению парка техники в порту в интервью телекомпании Северный город» рассказал директор ЗТФ Алексей Новаков.
– Алексей Андреевич, Заполярный транспортный филиал завершил 2022 год рекордной отметкой грузооборота 4,5 миллиона тонн. С какими цифрами завершили 2023 год?
– Цифры немного меньше, но, тем не менее, это почти четыре миллиона тонн, точнее – 3800 тысяч. И это очень хороший результат. Могу сказать, что буквально несколько лет назад у нас было еще 3000, 3200, 3300. Сейчас – гораздо серьезнее цифры. При этом почти половина грузооборота пришлась на морское направление.
– В 2023 году большой объем грузов пришелся на строительство «Серной программы» и реновацию Норильска. В связи с этим как пришлось перестраивать работу порта и сколько человек дополнительно привлекли?
– Работу порта мы перестроили еще в 2021 году, чтобы переработать объемы 2022 года. Поэтому в 2023 году мы просто продолжили развитие технологических возможностей порта. Это и новые механизмы, и новые площадки. И конечно же, прием людей. Мы приняли порядка 300 человек. Для них построили комфортабельное общежитие, так называемый временный жилой комплекс, поставили мобильные столовые. В общем, создали все условия для того, чтобы все производственные планы выполнить.
– Что было самым большим вкладом порта в реализацию «Серной программы»?
– По моему глубокому убеждению, самый большой вклад порта в том, что он показал себя как надежное звено довольно-таки серьезной логистической цепи. То есть все грузы были своевременно выгружены, задекларированы, учтены и потом в необходимые сроки отправлены потребителям на строительные площадки и на склады. Это позволило строителям очень ритмично работать, понимая, что поставки будут гарантированы.
– Какими достижениями гордитесь по итогам 2023 года?
– В первую очередь мы гордимся тем, что отработали этот год безаварийно и без потерь. При этом продолжили реализацию программ по обновлению техники и оборудования, по обучению людей, по созданию комфортных условий для их работы. Особую гордость вызывает реализация ряда проектов по программе «Сделано с заботой». Мы смотрим не только в сторону производственных площадок, но и в сторону людей, обращая внимание на то, как они проводят свой досуг, есть ли у них возможность полноценно отдыхать и заниматься спортом. Отмечу, по обращению работников мы закупили четыре новых автобуса для комфортной перевозки людей в Норильск. Не секрет, что Норильск – это город с более богатой инфраструктурой. Людям хочется съездить и на шопинг, наши спортсмены и кавээнщики часто ездят на соревнования, и просто семьи хотят выезжать. Два автобуса уже успешно функционируют, а два в скором времени прибудут.
Очень важный момент в том, что мы в 2023 году запустили мобильные столовые. Организовать питание было очень проблематично – у нас не было соответствующих мощностей. Мы сумели эту проблему решить. А в конце года мы купили большую столовую на 240 мест, которая уже в 2024 году будет смонтирована, запущена, и мы сможем обеспечить питанием всех работников.
Не могу не отметить и открытие в прошлом году корпоративного медицинского центра. Люди активно им пользуются – очень благодарны и очень довольны, потому что приезжают профильные специалисты, которых не хватает на территории, работает физиотерапевтический кабинет.
Также мы запустили ряд помещений по программе «Сделано с заботой», которая направлена на улучшение социально-бытовых условий работы наших людей. И ведем сейчас ряд проектов, которые будут реализованы в 2024 году, в том числе и проект оборудования второго спортивного тренажерного зала. Запрос от коллективов очень высокий.
Отдельно хочу сказать по оборудованию – у нас сейчас готовится две серьезнейших программы. Одна из них называется «Капитальные капитализируемые ремонты» 15 портальных кранов. Суть ее в том, чтобы обновить технику, металлоконструкции которых способны отработать еще около десяти лет. На эти краны ставятся новые кабины, новая современная электроника. Краны проходят полную антикоррозийную обработку. И таким образом мы им продлеваем жизнь еще на 8–12 лет. Это очень хорошая история с точки зрения и эффективности работы и с точки зрения скорости получения практически новой техники.
Также мы сейчас готовим очень серьезную программу модернизации, по которой предусматриваем в течение трех – пяти лет закупку оборудования, позволяющего минимизировать работу людей на высоте. Это считается работами повышенной опасности, и мы стараемся их исключить.
Предметом особой гордости в 2024 году для нас является дальнейшее развитие производственной системы, которая уже много лет работает в Заполярном транспортном филиале. В 2023 году наш порт первым в России получили сертификат соответствия государственному стандарту бережливого производства. Конечно же, этим нельзя не гордиться. Мы не останавливаемся только на таких сертификатах. Порт также в 2023 году прошел добровольный аудит по методологии компании «Тойота» на соответствие стандартам бережливого производства. И с первого раза мы получили очень высокие оценки. И в это движение уже вовлечено около половины всех сотрудников.
Еще одна наша гордость – инструмент, так называемый кайдзен, мы его называем «шаг вперед», когда люди каждый день производят небольшие улучшения на своих рабочих местах и делятся этими улучшениями со своими товарищами. Движение у нас приобрело уже устойчивый характер. Мы подводим промежуточные итоги на еженедельной основе. Очень интересная история.
– Заполярный транспортный филиал инициировал открытие нового технического направления в Таймырском колледже – «машинист крана». Какие возлагаете надежды в данном направлении? Планируете открывать какие-то другие направления?
– Это предмет особой гордости, что мы смогли совместно с колледжем организовать открытие специальности «машинист крана». И, знаете, конкурс был как в хороший институт. У нас прекрасное подрастающее поколение, которое связывает свою жизнь с градообразующим предприятием. И ребята очень хотели туда поступить. Я был у них несколько раз и впечатлен желанием молодых людей связать свою жизнь с портом.
И конечно же, очень гордимся тем, что смогли организовать закупку для колледжа трех виртуальных тренажеров. Это суперсовременные тренажеры, которые имитируют работу машиниста портального крана, машиниста мобильного крана и водителя ричтракера, то есть водителя тяжелого погрузчика. Дети очень быстро осваивают специальность, получают навыки, не выходя из класса. Ввиду того что это молодые люди 15, 16, 17 лет, мы по закону не имеем права их допускать на производственные площадки. А виртуальные тренажеры дают им практические навыки, не выходя из колледжа. И могу сказать, что студентам это очень нравится.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы открыть еще одну специальность – «докер-механизатор». Это сложная специальность. Получение квалификации докеров-механизаторов требует наличие пяти специальностей. Это машинист крана, водитель погрузчика, береговой матрос, электрик и стропальщик. В советское время подготовка такого специалиста занимала до пяти лет. Сейчас мы существенно сократили сроки подготовки до чуть меньше года. А открытие этой специальности в колледже нам позволит еще быстрее, качественнее готовить специалиста к работе на конкретном предприятии, фактически со школьной скамьи.
– Что является главным приоритетом компании на ближайший год и каковы ваши планы по достижению поставленной цели?
– В компании главным приоритетом уже много лет является безопасный труд. Никогда не нужны результаты через нарушение требований промбезопасности и охраны труда. И этот приоритет не перестанет быть самым главным при организации работ. Если говорить об основной производственной деятельности, то здесь приоритет для нас – своевременная обработка всех судов, которые приходят к нам, и быстрая отправка конечным потребителям всех грузов.
– В Заполярном транспортном филиале реализуется программа по обновлению портальных кранов. Сколько уже техники поступило и сколько ожидаете еще?
– Да, действительно, у нас реализуется очень масштабная, амбициозная программа по обновлению парка портальных кранов. Мы уже получили по этой программе шесть новых портальных кранов, что немаловажно, российского производства. И ожидаем поступление еще одного в текущем году. При этом два крана мы уже собрали, запустили и готовимся представить их Ростехнадзору.
– Обновляется не только парк портальных кранов. Какую технику и в каком количестве приобрели в 2023 году и ожидается ли поставка в 2024-м?
– На протяжении последних пяти лет мы старались своевременно формировать и реализовывать планы по обновлению техники и оборудования. Почему? Потому что технологии не стоят на месте, и надо своевременно их замечать и обновлять оборудование. Прошлый год не стал исключением. Мы совокупно поставили в порт больше 50–55 единиц сложной техники, оборудования. И сейчас нужно все это ввести в эксплуатацию, убрать старую технику, где-то дообучить людей, в общем, сделать так, чтобы это оборудование стало полезным и эффективным. Что касается планов на текущий год, они тоже очень серьезные. Коснутся они и причальной стенки, и оборудования, и техники. Поэтому не буду сейчас говорить обо всех цифрах, но нам предстоит порядка 30 единиц еще ввести в эксплуатацию. Это тоже большая, серьезная задача.
– В 2022 году завершился очень длительный период проектно-изыскательских работ по причалам. В 2023 году планировали перейти в стадию закупки материалов для серьезнейшей реконструкции причальной стенки. Как в этом направлении движется работа и что будет сделано в 2024 году?
– Меня очень радует, что у нас в соответствии с планами завершается этап проектно-изыскательских работ. К концу апреля мы получим полный комплект документации на реконструкцию двух морских причалов. Надо понимать, что морской причал – это сложнейшее гидротехническое сооружение, тем более работающее в условиях ежегодного затопления во время ледохода. К этому сооружению предъявляются повышенные требования.
Сейчас идет завершение общественных слушаний, и весь пакет документов поступит на следующий этап. В первом полугодии 2024 года компания планирует провести тендерные процедуры, выбрать подрядчика и приступить к закупке материалов.
Мы будем использовать современную технологию строительства причалов. Фактически это будет новая стенка по технологии трубошпунт. Сейчас, напомню, у нас используется технология шпунт Ларсена. Мы изучали опыт арктических портов, учли свой собственный, который, пожалуй, один из лучших в России, и приняли решение строить причальную стенку по технологии трубошпунт. Она применена на Сабетте и прекрасно себя показывает. Поэтому 2024-й – это год уже закупки материалов и начала строительно-монтажных работ.