Генеральный директор «Медвежьего ручья» Владимир Зайцев: Карьер и рудник движутся в направлении роста добычи

НИА-Заполярье

zaizev MR nn«Медвежий ручей» – один из крупных инвестпроектов компании «Норникель». Сегодня на предприятии идет модернизация производства. О том, какие работы проводятся, сколько людей задействовано, какая техника привлекается и какие объемы производства обозначены в планах, в интервью  ТК  «Северный город» рассказал генеральный директор «Медвежьего ручья» Владимир Зайцев.

– Владимир Игнатьевич, что собой представляет предприятие на сегодняшний день: персонал, цифры, объемы добычи?

– Несмотря на столь почтенный возраст, у предприятия абсолютно понятная, нормальная перспектива развития. Карьер и рудник движутся в направлении роста добычи суммарно до девяти миллионов тонн руды в год. Ранее фабрика перерабатывала порядка 7,5 миллиона тонн руды при своей потенциальной мощности 9,2 миллиона тонн. В прошлом году мы ввели первую цепочку по переработке вкрапленных руд с полным циклом рудоподготовки. И сейчас производительность фабрики достигла девяти миллионов.

На карьере устойчиво наращиваем добычу, а в подземной части выполняем необходимый комплекс работ, чтобы построить новые выработки, транспортные уклоны, склады взрывчатых веществ.

Новая задача, которую нам поставило время, – техническое перевооружение Норильской обогатительной фабрики с продлением ее эксплуатации до 2035 года. Занимаемся ревизией, оценками и восстановлением своих основных фондов. В частности, это касается наших главных корпусов, дробильного цеха и выведенных из эксплуатации корпусов крупного и среднего дробления, судьба которых должна быть решена в процессе реализации проекта техперевооружения.

У нас есть преимущество – мы не завязаны на импортное оборудование и плотно работаем с отечественными производителями. Это завод «Тяжмаш», Уральский завод тяжелого машиностроения, компания «ВЕРАТЕК». У всех у них положительный опыт работы, отличный потенциал. В настоящий момент эти партнеры обеспечивают нам ремонты дробильно-размольного оборудования. Ну а на перспективу реконструкции они оптимизируют поставляемое оборудование в соответствии с современными требованиями и по энергосбережению, и по производительности. Оно пойдет на замену существующим агрегатам.

Ключевые задачи проекта – это восстановление корпусов фабрики, начиная с фундаментной части, опорной, несущей, кровли, стен. Очень наглядно это можно посмотреть на нашем пионерском объекте – корпусе дробления талнахских руд. Полностью разобрав здание, мы увидели, что проблема гораздо более значительная, чем нам показали ее эксперты. Восстановление начали с фундамента – где-то его усилили, где-то – заменили, где-то реконструировали несущие металлоконструкции. Полностью сняли кровлю здания и заменили все на современные трехслойные панели: и облегчили, и сделали усиление. В итоге мы и опыт получили, и нормальное новое здание. У него потенциал для эксплуатации минимум десятилетия. Вот таким путем мы можем двигаться на фабрике, восстанавливая ее производственные корпуса.

– А что с фундаментом, грунтами? Есть ли понимание в этой части? Будет ли какой-то запас для этих зданий?

– Поскольку система геомониторинга в Заполярном филиале распространяется на все здания, ни к одному из объектов мы не приступаем, прежде чем не будет подробного обследования фундаментов. Ну а так как у нас производятся взрывные работы и есть определенная сейсмическая нагрузка на здания, то мы ведем еще и сейсмоконтроль. И мы будем его только усиливать, потому что карьер будет развиваться и, соответственно, расти вширь.

Этим летом мы обследовали наши здания и сделали заключение. Так, корпус среднего дробления не подлежит ремонту и должен быть демонтирован. Естественно, при строительстве новых объектов, мы применим технологии с более легкими конструкциями. Ну и одна из основных работ – контроль фундаментов по главному корпусу – они не должны терять несущую способность. К слову, у нас нет никакой отрицательной динамики по движению грунтов. Мы это подтверждаем, и это ложится в основу проектных решений по техперевооружению устойчивости. Фабрика устойчивая.

– Расскажите о технологии обогащения вкрапленных руд. Правда ли, что она в целом сложнее той, что используется при обогащении руд на Талнахской обогатительной фабрике?

– Я не могу сказать, что обогащение руд на Талнахской обогатительной фабрике – очень простой процесс. Вообще обогащение – это сложный процесс. Принципы везде одинаковые. Но на ТОФ богатые руды, у них другая крепость и очень много сульфида железа. Здесь же, наоборот, очень много нерудных минералов. Поэтому везде своя специфика. Обогащение вкрапленных руд – вещь тонкая. Содержание ценных компонентов в них значительно ниже, чем в богатых. Поэтому любая ошибка может критично сказаться на готовом концентрате. При этом могу отметить, что в Норильске очень четко и тонко отработана технология обогащения вкрапленных руд, именно руд «Медвежьего ручья».

– Если говорить о перспективах, какими запасами сегодня располагает «Медвежий ручей»?

– Сейчас разведанные и поставленные на баланс запасы позволяют работать подземному карьеру до 2038 года, а руднику – до 2050-го. Это мы говорим только о тех запасах, которые приняты и поставлены на баланс.

– В 2021 году на «Медвежьем ручье» стартовала цифровизация. Какие современные технологии внедрены в производство? Как они себя показывают?

– У нас внедряется программа советчика на переделе флотации. Это тоже достаточно непростой производственный процесс. Тем не менее у технологов это вызывает интерес и понимание. И результатом этого будет рост извлечения.

Еще одна автоматизированная система – позиционирования транспорта в карьере, когда можно оценить работу каждой единицы. Это очень важная история с точки зрения цифровизации. Она позволит до метра и до тонны вычислить объемы перевозок, плечи, а это оплата подрядчику. Цена ошибки, если я не буду правильно контролировать и учитывать перевозки, может исчисляться сотнями миллионов рублей в месяц. А вообще у нас в реализации около 20 проектов цифровизации.

– Каковы ближайшие планы и долгосрочные перспективы по развитию «Медвежьего ручья»? На что уже в этом году сделаны какие-то акценты?

– Реконструкция и техперевооружение Норильской обогатительной фабрики – это очень важная для нас задача. В этом же году у нас в планах запуск третьего поля хвостохранилища «Лебяжье». Мы прошли испытания, опрессовку, подготовку к запуску первой северной нитки и начало намыва. Важные работы намечены и по руднику. Кроме карьера надо развивать и подземную часть, потому что она показывает очень хорошие экономические показатели. Это и есть наши ключевые задачи.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.