Минерально-сырьевой комплекс (МСК) Заполярного филиала «Норникеля» по объему запасов и разнообразию ресурсов не имеет аналогов в мире. А уровень автоматизации и цифровизации норильских рудников – самый высокий среди горнодобывающих предприятий России. О развитии МСК в интервью «Северному городу» рассказал заместитель директора ЗФ «Норникеля» по горному производству Андрей Цымбалов.
– Андрей Анатольевич, по объему запасов и разнообразию минеральных ресурсов Заполярный филиал не имеет аналогов в мире. Такой потенциал необходимо рационально и безопасно использовать. Как сегодня развивается минерально-сырьевой комплекс и какие ресурсы требуют наибольшего внимания?
– Да, действительно, по объему своих запасов и разнообразию минеральных ресурсов Заполярный филиал не имеет аналогов в мире. Потенциал по объему запасов наших рудников с учетом достигнутой производительности по богатым рудам составляет свыше 50 лет, а по вкрапленным – свыше 100 лет. В норильских рудах сосредоточено более 35% разведанных мировых запасов никеля, почти 10% запасов меди, около 15% кобальта и более 40% платиноидов. В рудных минералах медно-никелевых руд содержится более 50 элементов таблицы Менделеева, 14 из которых имеет промышленное значение. Мы ведем отработку запасов богатых, медисто-вкрапленных руд с полной выемкой. При этом все отработанное пространство закладываем материалами, которые добываются в НПР.
Минерально-сырьевой комплекс развивается очень стремительно, с каждым годом наращивая объемы производства. При этом компания продолжает выполнять комплекс геолого-разведочных работ на действующих месторождениях региона, для поддержания производительности предприятий строит новые горизонты, проводит капитальные ремонты стационарных объектов с заменой на новое оборудование – это и подъемные машины, и оборудование для транспортирования, обработки, дробления руды и так далее.
– С какими основными вызовами сегодня сталкивается компания в области добычи и переработки минеральных ресурсов и как удается эти вызовы преодолевать?
– Мы достигли такого уровня в горном производстве, когда ручной труд практически исключен из производственных процессов. Все делают высокопроизводительные машины. Сегодня основной вызов для нас, как и для всей горной промышленности России, – это ограничение в приобретении подземного самоходного оборудования, привычного нам и проверенного годами эксплуатации. За довольно короткий срок нам удалось наладить взаимодействие с новыми производителями техники. Специалисты компании активно сотрудничают и по сути создают новые машины для наших рудников. Первые такие образцы уже запущены в работу и показывают неплохие результаты. Также наше внимание сосредоточено на поддержании существующего парка «самоходки». На поверхности функционирует специализированный цех капитальных ремонтов. Когда машины сюда попадают, их полностью разбирают, красят, меняют основные агрегаты. И уже через два месяца получается обновленная техника, которая способна проработать более трех лет.
– Какие ключевые проекты в части развития МСК сейчас реализуются компанией, в том числе программы, касаемые цифровизации? Какие из них наиболее эффективны и перспективны? И есть ли уже ожидаемые результаты (примеры успешных кейсов)?
– В рамках проектов цифровизации и автоматизации в горном производстве на рудниках уже внедрены горно-геологические информационные системы для геолого-маркшейдерского обеспечения и проектирования горных работ, а также программное обеспечение для планирования горных работ. Это позволило нам перейти на качественно новый уровень инженерного обеспечения «в горе». Также внедрена система АСУ ГР (автоматизированная система управления горными работами), которая доводит сменное задание до каждого работника и обеспечивает контроль его исполнения в режиме онлайн. Завершено формирование центров планирования на рудниках Заполярного филиала. Внедрена система декадно-суточного планирования, в результате чего достигнута рациональная организация производственных ресурсов. Это существенно повысило эффективность работы горных подразделений. Продолжается работа по реализации концепции комплекса крепления горных выработок, которая направлена на внедрение новых, более эффективных способов поддержания пространства. Все кейсы успешно внедрены или внедряются и показывают прогнозируемый, а в отдельных случаях больший эффект.
– Что касается этих наработок, как в целом наш опыт транслируется в промышленной отрасли? Осуществляется ли взаимодействие с предприятиями МСК края и страны?
– У нас большой опыт внедрения новых технологий, мы много чего достигли. Как правило, все новое обкатывается на одном предприятии, а далее внедренный инструмент или технология транслируется на другие рудники. При этом исключаются все ошибки, поэтому процесс происходит намного быстрее. Все, что было внедрено ранее, функционирует и работает, невзирая ни на какие ограничения и доступность технологий на рынке. Мы открыты и взаимодействуем с другими горнодобывающими компаниями, перенимаем их опыт и делимся своими наработками. Многие российские компании побывали на наших рудниках, были впечатлены высоким уровнем технологий и культурой производства. Хочу подчеркнуть, что уровень автоматизации и цифровизации, достигнутый в нашей компании, один из самых высоких среди горнодобывающих предприятий России!
– А какие меры предпринимаются для обеспечения безопасности на производстве?
– В нашей компании особый, совершенно новый подход к обеспечению безопасности на производстве. Построена система точного позиционирования, которая визуализирует нахождение всех работников в подземной части. Также на всех рудниках реализовываются мероприятия, направленные на повышение безопасности при взаимодействии пешеходов и техники в подземных горных выработках. В наиболее загруженных и потенциально опасных сопряжениях устанавливаются сферические зеркала и дорожные знаки, а сопряжения с наиболее частым пересечением маршрутов техники и людей оснащаются светофорами со звуковым оповещателем, который работает в автоматическом режиме при приближении работника в зону действия. Самоходное дизельное оборудование оснащается модулями предотвращения наезда, которые исключают возможность наезда техники на работника. На крупногабаритные машины с ограниченным обзором установлены камеры кругового наблюдения, благодаря которым исключаются «слепые» зоны вокруг техники, а машинисту легче оценить окружающую обстановку на предмет наличия людей в непосредственной близости.
При ремонтах вертикальных горных выработок применяются высокопрочные защитные накачиваемые сжатым воздухом устройства (воздушные шары), которые обеспечивают изоляцию работников от падения кусков горной массы. Эти системы никогда ранее не применялись. Мы ставим перед собой цель – исключить любой травматизм! Это сложная задача, для ее решения требуется не только внедрять технологии и инструменты, требуется вовлеченность абсолютно всех, кто сегодня работает на опасных производственных предприятиях.
– В компании сейчас активно внедряется проект наставничества. Как в горном производстве развивается этот институт и какие преимущества лично вы видите в такой работе?
– В горной отрасли невозможно научить молодых работников только в учебной аудитории. Шахту нужно чувствовать, понимать, слышать. И неважно, находишься ты в кабине погрузочно-доставочной или буровой машины, а может, готовишь забой к взрывным работам… Без помощи опытных наставников этому невозможно научиться. В настоящее время в компании существует комплексный подход к наставничеству. Ни один начинающий работник в начале своей трудовой карьеры не будет выполнять работу самостоятельно без опытного наставника. По крайней мере до того момента, пока не приобретет собственные навыки безопасного подхода и выполнения всех операций. При этом самих наставников мы тоже постоянно обучаем и совершенствуем их навыки.
– Немного о планах: какие технологии или инновации планируется внедрить для оптимизации разработки минеральных ресурсов? И как вы оцениваете роль научных исследований и технологий в развитии минерально-сырьевой базы?
– Одна из важнейших задач компании – максимально оградить наших работников от вредных и опасных условий производства. Мы поставили перед собой цель внедрить удаленное управление горно-шахтным оборудованием с поверхности. Человеку не нужно будет спускаться в шахту. Машиной он будет управлять в кабинете с пульта, наблюдая за процессом через монитор. На руднике «Скалистый» будет возобновлена работа по автоматизированной откатке руды ШАС. Этот процесс также будет выполняться с поверхности. В этом году на СБУ мы смонтировали цифровые помощники, которые позволят повысить качество бурения, снизить разубоживание и повысить безопасность проходки горных выработок.
Нам предстоит переход на эмульсионные взрывчатые материалы и полный отказ от традиционных гранулированных и патронированных взрывчатых веществ. Совместно с научно-исследовательскими институтами мы разрабатываем технические задания для заводов-производителей: от изготовления стационарного оборудования (например, шахтных подъемных машин) до шпуровых гидрозабоек. Прежде чем провести большой закуп каких-либо материалов, на наших рудниках проводятся опытно-промышленные испытания. Это хорошая практика, направленная на повышение эффективности и исключение лишних затрат.
В рамках концепции крепления планируется разработка и внедрение на рудниках автоматизированной системы управления проектированием крепления. Будет создана геомеханическая модель рудников на основе 3D-моделирования, разработан с помощью ИТ-инструмента паспорт крепления, а далее реализован механизм автоматической передачи параметров паспорта крепления на анкероустановщики.
– Каким вы видите будущее минерально-сырьевой базы «Норникеля» в контексте глобальных изменений на рынке полезных ископаемых?
– Добыча руды – сложный процесс. Нельзя просто взять и поднять тонны руды на поверхность. Горняков нужно обеспечить нужным количеством воздуха в шахте, соблюдать температурный режим, выдать воду на поверхность, обеспечить достаточным количеством техники, построить горные выработки с различными коммуникациями, в том числе для транспортировки горной массы. Ни один комплексный проект по развитию и строительству рудников не остановлен. Основная задача Заполярного филиала и Норильского дивизиона на период до 2050 года в части горного производства – поддержание объемов добычи и переработки богатых и медистых руд, а также значительное увеличение объема добычи и переработки вкрапленных руд. Реализация перспективных проектов позволит нам увеличить производственные мощности добывающих переделов Норильского дивизиона до 31 миллиона тонн в год к 2033 году.
– Андрей Анатольевич, совсем скоро горняки отметят свой профессиональный праздник. С какими результатами рудники Заполярного филиала подходят к этой дате, как вы охарактеризуете каждое из этих предприятий и в чем их уникальность?
– Все рудники с производственной программой справились, запланированные ремонты выполнены в полном объеме. Каждое предприятие по-своему уникально, со своими традициями и культурой. Выделять кого-то не стоит. В целом могу отметить, что какие бы вызовы ни стояли перед горняками, они будут преодолены. Почему я уверен в этом? Потому что коллектив очень сплоченный. Независимо от того, на каком руднике работает тот или иной специалист, он в любой момент готов прийти на помощь коллегам. Это не просто слова, а факт, проверенный временем и делом. Хочу поздравить всех коллег с этим праздником и пожелать крепкой кровли над головой, мирного неба и твердой почвы под ногами!