Интервью «Заполярному вестнику» директора департамента социальной политики “Норильского никеля” Светлана Ивченко
– В чем суть изменений в сфере благотворительной деятельности “Норильского никеля”?
– Компания стремится стать более мобильной и активной. Ее новая стратегия делает акцент на активах, расположенных в Норильске, и заявляет об ответственности за капитал. Это означает, в частности, повышение эффективности управления в различных сферах деятельности компании. В том числе в благотворительности, где изменения можно назвать революционными.
При этом благотворительная помощь, во-первых, останется как таковая. Во-вторых, объемы финансирования сохранятся. Но подходы к механизмам реализации, к эффективности проектов будут меняться.
– В чем их новизна?
– Раньше компания оказывала благотворительную помощь по принципу шефской помощи. Ряд организаций в НПР получали из года в год определенную сумму средств вне зависимости от результатов их деятельности. Например, все школы ежегодно получали по сто тысяч рублей. Деньги, как правило, направлялись на ремонтные работы, на поддержку текущей деятельности учебного заведения. Сейчас мы хотим уйти от финансирования всех без исключения к поддержке лучших. От веерной шефской помощи мы уходим к другому алгоритму действий – к конкурсам социальных проектов.
– То есть лучшие будут определяться на конкурсной основе?
– Конкурсный механизм создает условия для честной конкуренции инициатив, в которой побеждает сильнейший. Кроме того, мы хотим использовать в благотворительности такие механизмы, как партнерство, волонтерство, делать больше упор на активное вовлечение общественности в реализацию наших благотворительных программ. Ведь если говорить о тех же школах, ремонт – это, конечно, хорошо, но важны не только стены, но и содержание. Мы хотим вдохнуть новую жизнь в подшефные учреждения, сделать школы центром притяжения не только учеников, но и их родителей. Совместная активность сделает жизнь качественнее, интереснее.
– На это и направлен конкурс социальных проектов, объявленный “Норильским никелем”?
– Да. В конце августа в Норильске стартовал первый конкурс социальных проектов. Его бюджет – 25 млн рублей, в конкурсе десять номинаций, и в зависимости от номинации можно получить от двухсот тысяч до одного миллиона рублей на реализацию своего проекта. Это гораздо больше, чем ранее компания перечисляла в виде шефской помощи. Но за эти средства действительно придется побороться, нужно будет предложить что-то новаторское.
– Вероятно, по отклику на конкурс можно судить о том, как в НПР в принципе приняли новый подход к благотворительности?
– Любые изменения воспринимаются людьми достаточно сложно. Кто-то привык к сметному финансированию, кто-то к тому, что помощь будет оказана компанией, несмотря ни на что. Так что, думаю, тех, кто скептически относится к новым идеям, немало. Это нормально, новый подход еще должен доказать свою эффективность.
Важнее другое: у нас появилось много сторонников, на первый конкурс подано 186 заявок. Обычно конкурс считается успешным, если количество победителей и претендентов соотносится как один к трем. И именно такое соотношение ожидается на наших конкурсах в НПР.
– Чем плохо, если бы количество заявок было, например, один к десяти?
– С одной стороны, это было бы даже хорошо. Такое соотношение говорило бы о развитом некоммерческом, социальном секторе. Но в этом случае было бы слишком много тех, кто не получил бы финансирования. А мы сейчас делаем акцент именно на том, что средства получает лучший – тот, кто разработал качественный проект, предложил наиболее эффективное управление запрашиваемых у нас ресурсов. Мы рады активному отклику на первый конкурс. Тому, что руководители организаций-участников очень активно включились в работу, консультировались, знакомились с новыми требованиями.
В каждой номинации от 10 до 45 заявок. Наибольшее количество подано в номинацию “Новации для будущего”, связанную с образованием. Мы надеемся, что участники – школы и детские сады –действительно сделают что-то инновационное. Главное – есть азарт! Некоторые школы, к примеру, подали по три заявки от разных команд. Значит, там работают хорошие учителя, есть сильные лидеры, и мы хотим работать именно с такими людьми. Видно, что участники стремятся победить, выйти за рамки привычного. Именно таких, смелых, тех, кто хочет учиться новому, что-то реализовывать, и выявит наш конкурс.
Ждать результатов осталось недолго, в настоящее время уже идет экспертиза проектов. К концу октября мы будем объявлять победителей.
– Кто и как проводит экспертизу и кто определит победителей?
– В экспертный совет входят представители компании, администрации Норильска, независимые эксперты из Красноярска и Москвы. Каждую заявку по критериям конкурса заочно оценивают три эксперта, по результатам мы получаем рейтинг заявок. Затем проходит заседание конкурсной комиссии, в нее входят сотрудники компании и органов муниципальной власти Норильска, которая определяет победителей на основании рейтинговых оценок и экспертных заключений. Сейчас сложно точно сказать, сколько будет победителей – номинации разные и различные объемы финансирования.
– Что будет с проектами, которые в конкурсе не выиграют?
– Сильнейшие получат деньги, остальные участники – знания. Образовательную составляющую мы гарантируем всем участникам. После объявления результатов будем проводить семинары, на которых расскажем о типичных ошибках в заявках и их преодолении. Участники смогут проанализировать свои проекты и в будущем их улучшить. Для них подобный конкурс – это вызов, попытка взглянуть на свою деятельность иначе. И мы рассчитываем, что те, кто не победил в этом году, в следующем придут к нам с интересными, а главное, конкурентоспособными идеями.
Но можно и не ждать следующего года, а, получив опыт и качественнее проработав проект, посмотреть, какие еще есть возможности для привлечения финансирования. Например, в конце года будет объявлен конкурс краевой грантовой программы.
Образовательный компонент конкурса способствует развитию проектной культуры, и это тоже очень позитивный результат. Это работает на усиление социального капитала территории и на способность норильских организаций конкурировать за финансирование с другими организациями края, страны, привлекать дополнительные инвестиции в социальную сферу региона.
Мы отдаем себе отчет, что для успеха предложенной формы работы нужны совместные усилия участников и организаторов. Наша задача – вовлекать всех участников в процесс.
– Иными словами, в социальной политике компании будет формироваться конкурентная среда?
– Совершенно верно. И это увязывается с общей стратегией “Норильского никеля”. В социальной политике и благотворительности компания нацелена на формирование конкурентной среды, на то, что финансирование будут получать лучшие, побеждать будут инновационные идеи. Мы должны инвестировать в тех, кто предлагает лучшее, адекватное времени. “Норильский никель” является не единственным участником социальной жизни в тех регионах, где действуют его предприятия, там есть деятельность государства, есть другой бизнес. Финансирование может и должно вестись из разно- образных источников.
– Распределение благотворительных средств на конкурсной основе, вероятно, не является ноу-хау “Норильского никеля”? Откуда пришла эта технология?
– Это не просто технология, это лучшая практика и признанный стандарт финансирования социальной сферы. Принципы конкурсного распределения благотворительных средств используются большинством крупных компаний – это международный стандарт. Благотворительный фонд Владимира Потанина всегда использовал в своей работе именно этот конкурентный принцип: денежные средства направляются на лучшие проекты. Нашим партнером является Форум доноров, специалисты которого провели в Норильске несколько семинаров и рассказывали о конкурсном финансировании, о применении этих принципов в различных сферах.