В столице стартуют «Дни Арктики - 2018»

НИА-Заполярье

19 ноября 2018 года в пресс-центре информационного агентства ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная открытию федерального арктического форума «Дни Арктики в Москве», который пройдет в столице с 21 по 25 ноября 2018 года на нескольких знаковых площадках: МИА «Россия Сегодня», парк «Зарядье», пространство «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив, парк Сокольники, парк Красная Пресня, библиотека им. Добролюбова, Библиотека путешествий, Страстной бульвар.

О предстоящих мероприятиях деловой и культурной программы форума рассказали первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов, генеральный директор международного экологического фонда «Чистые моря», полярник Василий Богословский, режиссер-документалист Леонид Круглов, сопредседатель Экологической палаты России, ответственный секретарь оргкомитета форума Вадим Петров, председатель межрегиональной общественной экосоциологической организации "Зеленая Арктика" Алексей Рудковский, председатель комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» "Деловой России" Ильдар Неверов.

Открывая пресс-конференцию, Денис Храмов напомнил цифры, характеризующие ресурсный потенциал российской территории Арктики. Так, запасы природного газа составляют 55 трлн кубометров, нефти - более 10 млрд тонн, газового конденсата - почти 3 млрд тонн, угля - без малого 9 млрд тонн. “Потенциал новых открытий – огромен. Например, недавно на Северо-Обском участке были найдены месторождения газа. Наличие таких богатств в первую очередь означает, что мы обязаны использовать максимально щадящие природу технологии добычи высочайшего стандарта. Так, как это сделали, к примеру, на Ямале, где была проведена титаническая работа, созданы модульные конструкции, балансировка системы”, -  рассказал Денис Храмов.

Он также сообщил, что в майских указах президента поставлена задача увеличить объем перевозок грузов по Северному морскому пути до 80 млн. тонн. «Важно выдерживать темпы доставок, чтобы защитить конкурентные преимущества, в том числе по углеводородам» сказал Денис Храмов

«Я еще раз хочу подчеркнуть, что наша первейшая задача, при всех промышленных планах, сохранить хрупкую арктическую природу. Нам еще много предстоит убирать оставленные человеком следы бездумной деятельности. Арктика - климатическая «кухня» всего мира» - заявил заместитель министра природных ресурсов РФ.

Говоря о содержании форума, Денис Храмов сообщил, что «Дни Арктики в Москве призваны познакомить посетителей со всеми гранями Арктики - этой северной жемчужины. Можно только позавидовать тем, кто сможет поучаствовать в работе экспертных и дискуссионных площадок».

По словам Храмова, деловая программа форума содержит 26 экспертных мероприятий, а культурная программа - 19 разноплановых событий.  Деловая программа привлечет порядка 4,5-5 тыс. участников. В общей сложности ожидается не менее 50 тыс. гостей.

«Конечно, главным мероприятием станет пленарное заседание, в котором примут участие ключевые федеральные фигуры, отвечающие за развитие Арктики, в том числе Министр природных ресурсов Дмитрий Николаевич Кобыкин, губернаторы арктических регионов. Тема заседания  «Экологическая повестка. В интересах развития. В интересах человека» - сообщил первый замминистра природных ресурсов и экологии.

По мнению Василия Богословского, генерального директора международного экологического фонда «Чистые моря», для полярников – это знаковый форум. Он может придать серьезный импульс развитию Арктики. «Арктика хоть и «романтическая» территория: ледяные торосы, северное сияние, но не каждому дано там побывать. Именно поэтому очень хорошо, что серьезная экспертная работа и культурная программа пройдут в Москве», - сказал Васили Богословский.

По его словам, арктические порты недостаточно готовы к масштабному движению грузов в тех объемах, которых предстоит достичь. Также он заверил собравшихся, что технологии, которые используют наши ведущие нефтегазовые и угольные компании, отличаются высокой экологичностью.

Ильдар Неверов, председатель Комитета по экологии "Деловой России", как представитель бизнес-сообщества, заявил, что драйвером развития Арктики становится малый и средний бизнес, а обеспечение работы портов осуществляется именно небольшими компаниями. «К сожалению, это многим не очевидно, но это так» - посетовал Неверов.

“Сейчас принят нацпроект «Экология». Одно из направлений этого проекта – ликвидация накопленного экологического ущерба: Андырма, Кольский залив и другие территории. И здесь у малого и среднего бизнеса большие перспективы. Около 80 млн бочек находится в Арктике. Это крепкие, несминаемые советские бочки, которые не берут ни отечественные, ни немецкие прессы. Мы выпариваем из них остатки битума или других вещества, а затем режем или прессуем уже в Архангельске. При этом металлические отходы от бочек востребованы на мировом рынке. Но нам необходимы новые суда с кранами. Могу сказать, что мы лидеры по технологиям очистки”,  - рассказал Неверов. Он также заявил, что сегодня многие говорят о новых инфраструктурных проектах, но очень важно использовать то, что уже есть.

На пресс-конференции состоялась демонстрация трейлера фильма Леонида Круглова «Великий Северный путь». Режиссер рассказал о создании картины.

«Проект занял шесть лет, и я очень рад, что «Дни Арктики в Москве» дают возможность премьерного показа этого кино. В фильме отражен путь Семена Дежнёва, который он проделал в начале 17-го века. Через судьбу путешественника удается раскрыть судьбу российской Арктики. Именно Дежнёв, обогнув Большой Ледяной мыс, смог добраться до Берингова пролива и доказал, что Северный Морской путь существует», - рассказал Круглов. «Во время съемок было много рискованных и опасных ситуаций. В фильме очень много 17-го века. Мы встречали общины, которые говорят на древнем русском языке. Мы нигде в мире не смогли бы снять такое кино, поскольку в других странах, выходящих на Арктику, такого сохранного этнографического мира уже нет. Наша экспедиция обошлась в более, чем 10 миллионов рублей. Большую поддержку оказали Русское географическое общество и центр ПОРА» - сообщил автор фильма.

Алексей Рудковский рассказал о работе секции, посвященной деятельности добровольцев в Арктике. «Наша цель – разработка дорожной карты развития арктического волонтерства». По словам Рудковского волонтеры очистили остров Белый, другие территории. Всего в арктических проектах участвовали добровольцы из 17 регионов. «Мы убеждены, что те, кто прошли волонтерские экспедиции, становятся востребованы в других сложных программах», сказал Алексей Рудковский.

Ответственный секретарь оргкомитета Форума, сопредседатель Экологической палаты России Вадим Петров сообщил, что сегодня на полях Генеральной Ассамблеи ООН идет работа по делимитации морских пространств. По его словам, экологическая повестка – стержневая тема предстоящего форума. И отраслевые мероприятия, и культурная программа пронизаны темой сохранения первозданной природы. Также акцент будет сделан на международном сотрудничестве. “В этом году исполняется 25 лет сотрудничеству в Баренц-регионе. У нас обширная международная экспертная повестка. Например, впервые будет участвовать вице-президент Всемирной Туристской организации при ООН. Для нас важно развивать туристический потенциал Арктики, которая имеет потрясающий видовой ресурс. В следующем году мы сделаем акцент на культурной дипломатии. Будет проведен фестиваль документального кино «Арктика»”, - сообщил эколог.

Говоря о форуме этого года, Вадим Петров сообщил, что на экспертных площадках будут предложены к обсуждению новые темы. Например, Росзаповедцентр и МГУ совместно подготовили интересную сессию, посвященному такому новому увлечению, как «бёрдинг» - наблюдению за поведением и повадками птиц. Также он выделил стратегическую сессию, которую проведет АСИ с целью формирования экспертного и кадрового резерва для управления арктическими территориями.

«Хотелось бы отметить поддержку правительства Москвы - традиционного партнера форума. По инициативе городских властей будут открыты катки со своей программой по арктической тематике» - рассказал Петров.

Участникам пресс-конференции были заданы вопросы.

Представитель журнала «РЖД-Партнер» задала вопрос о новых видах транспорта. «Есть ли что-то по этому направлению? Появились ли машины, способные не проваливаться под лед и снег?» - спросила корреспондент.

Леонид Круглов рассказал, что на заводе КАМАЗ создана машина «Камаз-Арктик». Есть прототипы небольших снегоходов этого завода. По словам режиссера, в Арктике действительно многие интересуются этими новинками. Например, специальная модель автомашины «Нива» с интересным названием «Странник» активно используется на Чукотке.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.