Об этом заявили на круглом столе «Совершенствование технических регламентов Таможенного Союза по транспортным средствам для Севера и Арктики», который прошел 6 октября.
Мероприятие прошло в гибридном онлайн-формате, часть участников находились в Якутске, часть - в Москве. Открывая круглый стол, его модератор, координатор Экспертного совета ПОРА, Александр Воротников отметил, что развитие транспортной инфраструктуры – это и техника, и кадры, и использование международного опыта. Именно такой системный подход и позволит решить как задачи, поставленные в документах правительства РФ по развитию Арктики, так и задачи стратегии развития арктической зоны Якутии.
В рамках круглого стола эксперты сошлись в том, что существующие регламентирующие документы в транспортной отрасли для Арктики необходимо скорректировать. В частности, они отметили, что сейчас водители вынуждены самостоятельно приделывать к автомобилям бензобаки повышенной емкости, так как на 1000 км трассы на Крайнем Севере может не быть ни одной заправки. При этом такие изменения конструкции автомобиля являются нарушением, и встречные полицейские обязаны оштрафовать водителя. Также на данный момент запрещено выводить наверх выхлопную трубу автомобиля. Между тем, при арктических морозах выхлоп автомобилей создает в городах и на трассах аварийноопасный туман. При этом попытки ввести соответствующие нормы Верховный суд признал не соответствующими федеральному законодательству.
Это лишь маленькие частные примеры проблем, которые испытывает транспортная отрасль. При этом на автотранспорт, который их испытывает, приходится около 45% грузооборота Республики Саха, рассказал Александр Мярин, ответственный секретарь Высшего инженерного совета РС(Я), заместитель председателя по инновационному развитию Комитета по транспорту, дорожной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты РС(Я). В других сегментах транспортной сферы проблемы системные и значительно более глобальные. В частности, в сильнейшем упадке находится малая авиация, развитая во времена СССР.
Александр Кугаевский, заместитель ректора по аналитической и экспертной работе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, заявил, что необходим тщательный и объективный анализ потребностей арктических регионов в новых видах транспортной техники, а также способности промышленности страны, удовлетворить их запрос, с учетом мнения компаний, работающих в Арктике и на Севере.
“Необходим единый, системный подход к изменению технических регламентов Таможенного Союза по транспортным средствам для Севера и Арктики и к улучшению транспортной доступности арктических населенных пунктов. При этом драйвером изменений должен быть один из арктических регионов. Кому, как не жителям Арктики, лучше всего знать, какие изменения жизненно важны. Тем более, новые законодательные изменения, связанные развитием АЗРФ и Дальнего Востока, позволяют это сделать», отметил Александр Воротников, завершая круглый стол.
В мероприятии также приняли участие Алексей Филиппов, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РС(Я), главный государственный инженер-инспектор РС(Я), Георгий Котиев, заведующий кафедрой «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана, и многие другие.