“Россия и Норвегия могли бы создать совместный туристический кластер на Шпицбергене. Если мы сможем это сделать, то потом сможем экстраполировать опыт на другие регионы”, — сказал эксперт по устойчивому развитию Проектного офиса развития Арктики Сергей Никоноров на медиаконгрессе стран Баренц-региона 25 июня.
Мероприятие состоялось в рамках Международного форума «Председательство России в Арктическом совете – экологическая повестка для страны и мира», приуроченного к началу председательства России в Арктическом совете в 2021‒2023 годах. Эксперты из стран Баренц-региона обсудили международную кооперацию и медиаландшафт Арктики.
По мнению Сергея Никонорова, вопросы арктического развития требуют совместных действий различных государств, и создание туристического кластера на Шпицбергене могло бы стать удачным примером взаимодействия.
Никоноров рассказал о рейтингах устойчивого развития провинций и компаний Баренц-региона “Полярный индекс”, которые готовятся при поддержке Проектного офиса развития Арктики и оценивают регионы и компании, работающие в Арктике, с точки зрения концепции устойчивого развития. “Рейтинги — это инструмент для того, чтобы находить лучшие практики и масштабировать их, вырабатывать дорожные карты для развития регионов”, — считает эксперт ПОРА. — “Негативная информация сразу находит аудиторию. Заинтересовать людей позитивными новостями о сотрудничестве значительно сложнее”, — полагает Сергей Никоноров.
C приветственным словом на медиафоруме выступила директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. “Дезинформация способна отравить даже самую доверительную атмосферу сотрудничества, поэтому приверженность добросовестному, беспристрастному подходу в своей деятельности — это краеугольный камень работы средств массовой информации. Применительно к [Арктическому] Совету и другим северным форматам взаимодействия мы считаем важным направить такой сигнал медиасообществу - предпочесть погоне за не всегда правдивыми сенсациями ответственное внимание к реальным проблемам и потребностям проживающих здесь людей, к раскрытию потенциала региона и его популяризации”, — сообщила спикер МИДа.
В рамках медиаконгресса многие представители стран Баренц-региона говорили о “перекосах” на медийной карте Арктики, как намеренных, так и возникающих стихийно.
“Политические темы — гораздо более “сексуальные” для читателя, если можно так выразиться. А вот сотрудничество — это очень скучно. Наша задача — это поменять”, — считает Адам Степиен, исследователь Арктического центра Лапландского университета (Финляндия).
“Когда люди не общаются и не разговаривают — это плохо и опасно”, — полагает Хаукур Хаукссон, московский корреспондент Radio Saga (Исландия).
Необходимо финансировать проекты, которые помогают трансграничному передвижению, ведь в арктические регионы трудно попасть, а многие темы совсем по-разному выглядят в теории и на местах, считает датский журналист и писатель Мартин Бреум.
В мероприятии также приняли участие: Тим Андерсон, председатель неправительственной организации «Баренц Пресс» (Швеция); Силье Карине Муотка, советник парламента саамских народов Норвегии (Норвегия); Ларс Куллеруд, президент университета Арктики (Норвегия); Василий Борисов, главный редактор информационного агентства Barents News (Россия); Ольга Ходинова, продюсер международных программ ВГТРК (Россия) и другие эксперты.