Результаты председательства России в Арктическом совете обсудили на сессии Зимней школы CIRP
НИА-Заполярье
Уникальные компетенции России, государственная стратегия и политическая воля к ее реализации являются факторами, определяющими невозможность что-либо сделать в Арктике на международном уровне без участия нашей страны, заявил председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин, выступая на сессии Зимней школы CIRP, посвященной анализу первых итогов председательства России в Арктическом совете.
Организатором мероприятия, проходящего с 30 января по 2 февраля 2022 года в Великом Новгороде, выступает Центр международной и региональной политики (CIRP) при поддержке Фонда Горчакова и Проектного офиса развития Арктики. В нескольких сессиях участники рассмотрели проблематику международного сотрудничества и снижения конфронтации как будущего Арктики, развития инфраструктуры транспорта и энергетики как фактора интеграции обширного макрорегиона, а также результаты первого года осуществления Россией полномочий председателя в Арктическом совете — международной организации, объединяющей восемь арктических государств.
Арктика должна быть мирной территорией без конфликтов, подчеркнул Доронин. Но это возможно только при наличии сильного «оператора» этой территории, которым и является Россия — иначе, заявил эксперт, интересанты будут пытаться реализовать все возможные сценарии в этом регионе. С этой целью Россия начала восстанавливать военные объекты, утраченные в период распада СССР, но это повлекло усложнение международных отношений — западные партнеры восприняли такую активность как угрозу. Фактором увеличения напряженности стал растущий интерес к Арктике неарктических стран — Евросоюза и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
По словам эксперта, это уже привело к фактическому возвращению в оборот словаря периода холодной войны с характерными терминами: бойкот, санкции, военные альянсы и блоки... Россию пытаются представить как какую-то «империю зла - 2.0», полагает Доронин. Это язык ненависти, а не взаимодействия; у говорящих на нем не получится достичь никакого сотрудничества, уверен эксперт.
Доронин выразил надежду, что возвращение России в Арктику в силовом, военном плане будет способствовать деэскалации напряженности в регионе. Когда достаточно большая территория пуста, это вызывает желание других игроков искать там возможности для реализации своих планов. Однако если сильная страна обладает на территории развитой инфраструктурой, в том числе и двойного назначения — например, дорогами, по которым могут пройти и грузовики с продуктами питания, и военная техника — а также сильным контингентом, это дает платформу для поиска диалога, а не конфронтации.
Председатель правления ПОРА напомнил о том, как в предыдущий раз была найдена разрядка в напряженной международной обстановке. Речь о так называемых «Мурманских инициативах» руководства СССР: в октябре 1987 года Михаил Горбачев в Мурманске выдвинул ряд предложений, которые были положены в основу дальнейшего сотрудничества в Баренцевом / Евроарктическом регионе — в том числе это привело к созданию Арктического совета как межгосударственной площадки для обсуждения вопросов, связанных с экономикой и безопасностью в Арктике.
Доронин выразил уверенность в том, что новый диалог будет вестись с вниманием к российским интересам в Арктике. Игнорировать эти интересы невозможно силу ряда факторов. Во-первых, это география: сухопутные и морские владения России занимают практически 50% всей территории Арктики. При этом в российской Арктике организованно живут очень много людей — и это зона постоянного, а не вахтового проживания. Здесь расположены самые большие арктические города мира, такие как Мурманск, Норильск. Здесь же дом для многих коренных народов — народностей разных языковых групп и разного исторического происхождения. Во-вторых, продолжительная история освоения арктической зоны. Для жизни в суровых климатических условиях у России есть неоспоримые технологические преимущества: и самый мощный в мире ледокольный флот, и в принципе техника, многолетний опыт эксплуатации которой в высоких широтах позволил адаптировать ее для тяжелых условий.
Важным преимуществом России является собственная стратегия, принятая в прошлом году и рассчитанная до 2035 года. Проектный офис развития Арктики участвовал в организации экспертного и общественного обсуждения этой стратегии, напомнил председатель правления ПОРА. В этой стратегии указано, что государство считает приоритетом в первую очередь качество жизни населения в арктической зоне, а также экономическое развитие, которое, конечно, было и будет связано с извлечением полезных ресурсов.
Люди, живущие в Арктике — это и есть основа для дальнейшего развития, не сомневается Доронин. По его мнению, эту позицию отражает выбранный нашей страной девиз на время председательства в Арктическом совете: «Ответственное управление для устойчивой Арктики». Россия сообщает другим странам, что стремится улучшать управление, делать его ответственным, желает пользоваться лучшими практиками и технологиями для решения социальных вопросов и проблем охраны окружающей среды.
Одним из примеров такого подхода является инициатива «Чистая Арктика», ставящая целью очистку арктических территорий от «наследства» Советского Союза — огромных накопленных объемов металлического мусора, в том числе на покинутых военных базах. Доронин является членом экспертного совета федеральной инициативы «Чистая Арктика».
Как пример ответственного управления арктическими территориями эту инициативу также упомянул и модератор сессии Сергей Цыпляев, полномочный представитель Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, главный редактор журнала «Власть». Цыпляев предложил участникам Зимней школы стать арктическими волонтерами и присоединиться к инициативе по уборке арктических территорий от накопленного мусора.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.