15 марта в онлайн-режиме состоялось заседание экспертного совета ПОРА на тему «Проблемы эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) в Российской Арктике».
Участники дискуссии обсудили, как должна развиваться данная сфера.
Координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников в ходе заседания отметил: «Перед нами новая отрасль. Выработка специальных стандартов по работе беспилотников в АЗ РФ и по организации обучения их операторов, а также распространение практики контрактов жизненного цикла - вот что нужно сейчас для развития беспилотной авиации. Необходимо переработать правила использования посадочных площадок гражданской авиации и аэродромов совместного базирования с учётом интересов и потребностей БПЛА, тем более, что они могут иметь двойное назначение».
Сейчас происходят серьёзные правовые изменения в области использования БПЛА. Один за другим стали появляться рамочные документы, такие как Транспортная стратегия России и Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство РФ. Ключом к эффективному сотрудничеству между государством и бизнесом в этой области способно стать распространение так называемых «контрактов жизненного цикла», когда оплачивается услуга - доставка, эксплуатация, ремонт и утилизация оборудования, а не само «железо», считает Воротников.
Начальник управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Чукотского АО Олег Рябко рассказал о недавнем использования беспилотников Почтой России на территории региона. Эксперт отметил такую проблему, как формальная невозможность использования беспилотников в аэропортах (она не регламентирована нормативными документами). Одним из решений проблемы могло бы быть развитие инфраструктуры для беспилотников отдельно от аэропортов, считает представитель ЧАО.
Представитель ВНИИ ГО ЧС в Якутии Николай Находкин рассказал об использовании беспилотников спасателями Республики Саха. Во время лесных пожаров в регионе они продемонстрировали, что могут летать в дыму, тепловизорами отмечать перемещение линии огня, также БПЛА позволяют корректировать проведение взрывных работ на льду. За несколько лет было сэкономлено более 90 млн рублей на авиаработах, специалисты научили БПЛА летать при температурах ниже -53°С, рассказал эксперт. Он также посетовал на несовершенство законодательства: по словам Находкина, порядок заблаговременной подачи заявок на полеты мешает ликвидации ЧС, ведь они происходят не по расписанию.
Александр Кугаевский, заместитель ректора Северо-восточного федерального университета, дополнил примеры рассказами о перспективах БПЛА для оленеводства и мониторинга северных речных путей, которые связаны с большими расстояниями. Наконец, беспилотники могли бы выручить в случае срочной доставки лекарств, для которой сейчас приходится поднимать "старичков" Ан-24 и Ми-8, говорит представитель вуза.
По словам президента Международной академии транспорта Виктора Досенко, актуальным вопросом в текущей фазе развития является обеспечение транспортной доступности территорий, особенно арктических, и беспилотники способны играть важную роль в этом процессе. При этом важно не терять из виду наличие систем связи, навигации и требования к развитию инфраструктуры, считает эксперт.
Александр Залецкий, преподаватель Московского государственного образовательного комплекса по направлению эксплуатации беспилотных авиационных систем, отмечает, что важное условие обучения управлению БПЛА - практика в компаниях-эксплуатантах беспилотников. Поэтому для подготовки внешних пилотов, способных выполнять авиационные работы в арктических условиях, критически важно обеспечить тесное взаимодействие с компаниями, ведущими хозяйственную деятельность в АЗРФ, полагает Залецкий.
Заместитель директора центра исследования экономических проблем развития Арктики Александр Кривичев привёл соображения о том, что в перспективе беспилотники могут видоизменить концепцию северного завоза и перевалки грузов по устьям сибирских рек с помощью ледоколов типа «Помор», нуждающихся в точной навигации с учетом береговой линии и ледовой обстановки. Такую задачу мог бы решить «привязной» беспилотник, благодаря использованию энергии корабля способный неограниченное время барражировать в воздухе и сканировать ледовую обстановку. Также беспилотники способны упростить доставку некрупнотоннажных грузов во время проходки караванов грузов по сибирским рекам, по словам Кривичева.
Своим опытом также поделились компании, производящие и эксплуатирующие беспилотники Александр Лазутин, директор филиала ГК «Беспилотные системы», упомянул о технологии автоматического зависимого наблюдения-вещания на борту беспилотника, испытанного компанией в экспедиции Барнео-2017 на дрейфующей льдине в районе Северного полюса. Этот же эксперимент выявил преимущества беспилотника самолетного типа для задач по поиску площадок для ледовых аэродромов, трещин дрейфующих льдин, торосов, отслеживанию местонахождения людей и опасных хищников. Алексей Флоров, директор ООО «Геомир», рассказал об одном из проектов группы по мониторингу и оценке в реальном времени состояния магистральных продуктопроводов в высоких широтах. Продолжаются исследования для увеличения длительности полета БВС в арктических условиях, ведётся работа по приведению характеристик аппаратов под конкретные требования заказчиков.
Жанна Кадылева, директор Центра инициатив направления «Молодые профессионалы», указала на необходимость коллаборации бизнеса и образования для подготовки специалистов по БПЛА. Это интеграция организаций в экспертную сеть и инфраструктуру Кружкового движения НТИ и движения "Worldskills Россия", считает эксперт.