Эксперт ПОРА: Развитие опорно-транспортной логистической инфраструктуры — важный вопрос реализации северного завоза

НИА-Заполярье

PORA logo Порядка 55,7 млрд рублей ежегодно планируется предоставлять субъектам РФ в виде льготных бюджетных кредитов для осуществления северного завоза. Кредиты по ставке 0,1% годовых будут выдаваться на срок до 3 лет. Эта федеральная мера поддержки будет оказываться в 2024-2029 годах.

Об этом сообщила Мария Перова, управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВиА), на заседании Дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики «Что даст Арктике новый закон о северном завозе», которое прошло 22 ноября 2022 года в онлайн-формате.

Его участники обсудили новеллы законопроекта «О северном завозе», который в начале ноября начало рассматривать правительство России, готовя его к обсуждению Госдумой в весеннюю сессию 2023 года.

Помимо кредитования, регионы смогут получать субсидии на компенсацию транспортных расходов — потребность в этом оценивается в 9,5 млрд руб. ежегодно в 2024-2029 гг. Федеральный центр будет софинансировать затраты на железнодорожные перевозки моторного топлива и морские перевозки грузов северного завоза, пояснила Перова. 

По данным КРДВиА, мероприятия северного завоза сейчас осуществляются в 25 субъектах РФ в интересах более 3 млн жителей, которые проживают на территории в 13,5 млн кв. км. Совокупная стоимость грузов северного завоза оценивается в 87 млрд рублей ежегодно. Из 3200 тыс. тонн грузов жизнеобеспечения 2340 тыс. тонн составляет топливо, 820 тыс. тонн — горюче-смазочные материалы и только 50 тыс. тонн – продовольствие. 

Перова подчеркнула, что законопроект распределяет полномочия в сфере северного завоза между уровнями власти. На федеральном будет утверждаться порядок порядок планирования завоза, определение территорий завоза и перечня грузов, а также объектов опорной транспортно-логистической инфраструктуры. На региональный уровень делегируются полномочия по утверждению 3-летних планов северного завоза, а также расширенного регионального перечня грузов для оказания региональных мер поддержки. Также регионы будут готовить предложения по формированию перечней территорий северного завоза и объектов опорной транспортно-логистической инфраструктуры. 

Генеральный директор ПОРА Александр Стоцкий отметил, что Северный завоз, кроме того что является необходимым условием выживания на севере, представляет собой сложную административно-логистическую задачу. «Чтобы успешно решить ее, необходимо наиболее точно определить параметры взаимодействия между регионами, федеральным центром и коммерческими распределительными структурами, транспортно-логистическими центрами. В этом может помочь экспертное, бизнес-сообщество, некоммерческие организации, консультанты по работе с рынками, практики, работавшие по завозу с советских времен. Весь этот комплекс знаний и технических решений может послужить основой для принятия нового закона о северном завозе, столь нужного для нашей Арктики»,—  сказал он.

Единый морской оператор северного завоза сможет обеспечивать перевозки с начала 2027 года, будут созданы регулярные маршруты в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов, на которых будет осуществляться движение по расписанию.  Как заявила Перова, перевозки грузов жизнеобеспечения и грузов для государственных и муниципальных нужд будут проводиться по регулируемым тарифам.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.