Регионы Дальнего Востока и Арктики, которые зависят от северного завоза, могут получить дополнительную поддержку.
Эти меры будут разработаны с учётом предложений, которые были озвучены на стратегической сессии «Северный завоз: надежно, быстро, доступно». Об этом сообщил первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов на пленарном заседании, которое прошло в Национальном центре «Россия».
Главным результатом мероприятия стал комплекс рекомендаций, направленных на улучшение закона о северном завозе, включая внедрение дополнительных мер поддержки. В частности, участники предложили внедрить дополнительные финансовые механизмы компенсации. Например, субсидировать расходы регионов на оплату процентов по кредитам, транспортные издержки, а также предоставлять специальные бюджетные кредиты, в том числе казначейские.
По мнению Гаджимагомеда Гусейнова, специальные бюджетные кредиты по ставке 3% годовых, сопоставимой со ставкой казначейских кредитов, необходимы для своевременного обеспечения населения северных регионов продуктами жизнеобеспечения. Это позволит избежать кассовых разрывов, сообщает Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики..
Обсуждалась возможность распространения на северный завоз действующих федеральных программ, таких как Единая президентская субсидия, средства которой могут быть использованы для финансирования строительства и модернизации инфраструктуры северного завоза.
Были предложены инициативы по изменению географии северного завоза, устранению административных барьеров, наделению регионов полномочиями по утверждению перечня грузов жизнеобеспечения, совершенствованию правил установления торговых надбавок, оптовых и розничных цен и других аспектов.
«Все эти меры направлены на снижение стоимости грузов жизнеобеспечения. Технически северный завоз – это, в первую очередь, логистика. Но, по сути, северный завоз – это люди. Поэтому наша самая главная задача – выстроить систему так, чтобы люди были обеспечены всем необходимым. Доставка грузов жизнеобеспечения должна проходить надёжно, доступно и своевременно», — заявил Гаджимагомед Гусейнов.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков отметил, что благодаря новому закону о северном завозе, Север России получил эффективный инструмент для решения проблем доставки всего необходимого. Однако практика применения закона, хотя и небольшая, указывает на необходимость доработки механизма северного завоза. Это необходимо сделать в интересах населения северных территорий.
Председатель комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов поддержал идею о необходимости доработки закона в части расширения мер государственной поддержки. Он подчеркнул, что закон должен быть живым и способным к изменениям и улучшениям. Грузы должны завозиться планомерно и доступно, чтобы люди, живущие и работающие в северных регионах, были довольны.
В пленарном заседании также приняли участие Константин Солонский, заместитель губернатора — председатель правительства Чукотского автономного округа, и Дмитрий Матвиишин, первый заместитель генерального директора по управлению бизнесом АО «Русатом Арктик».
Все участники пленарного заседания согласились с необходимостью проведения подобных мероприятий не только в Москве, но и в регионах, которые являются заказчиками и участниками северного завоза. Следующее стратегическое заседание планируется провести в Республике Саха (Якутия).