В Норильске прошло выездное заседание Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики. Генеральный директор ПОРА Максим Данькин принял участие в работе заседания. В своем выступлении он предложил актуализировать созданный в 2022 году механизм Фонда Арктики для финансирования проектов развития за счет налоговых поступлений резидентов АЗРФ.
«Считаю важной и своевременной инициативу Государственной Думы по обсуждению правового обеспечения комплексного развития опорных населенных пунктов Арктической зоны. Последние 10 лет экономика Арктики растет темпами, опережающими общероссийские, генерирует более 25% федерального бюджета, а на каждый вложенные рубль производит более 4 рублей добавленной стоимости. Перед макрорегионом стоят задачи повышения уровня благосостояния граждан, обеспечения их равного доступа к государственным услугам и гарантиям, а также вызовы структурных экономических преобразований. Опорные населенные пункты играют здесь ключевую роль. Наши исследования показывают, что уровень удовлетворенности жизни в ОНП, а также показатели обеспеченности экономической, медицинской инфраструктурой и жильем превышают общеарктические. Фактически ОНП становятся центрами устойчивого развития Арктики, - сказал он. Мы находимся в точке, где хорошо понятны стратегические цели российской Арктики, и определены прямые, привычные нам, бюджетные механизмы финансирования этих целей: федерация - регионы - арктические территории. Однако возможности прямого финансирования ограничены - наши исследования говорят о том, что для сохранения опережающих темпов роста АЗРФ и достижения результатов, обозначенных в стратегических документах, нужны дополнительные источники финансирования.
Необходимо создавать новый ландшафт финансовых инструментов развития Арктики на законодательном уровне, планомерно осуществляя переход от политики перераспределения ресурсов к политике повышения конкурентоспособности арктических регионов. Мировая практика и наш собственный опыт говорят о большом недоиспользованном потенциале таких инструментов, как фонды текущих и будущих налоговых поступлений, территориальные целевые капиталы, региональные и муниципальные деривативы, кооперации.
В свою очередь, законодательного закрепления механизмов финансирования может быть недостаточно. Так, например, созданный на федеральном уровне в 2022 году механизм Фонда Арктики, предполагающий финансирование проектов развития за счет налоговых поступлений резидентов АЗРФ, до сегодняшнего момента не применяется. По нашим прогнозам объем Фонда к 2031 году может составить порядка 20 млрд рублей - это средства, которые могут быть инвестированы в развитие ОНП (это аналогично средствам, целевым путем ежегодно направляемым на развитие Дальнего Востока от проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 в рамках Соглашения о разделе продукции). По итогу круглого стола с коллегами из Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики была достигнута договоренность о инициации депутатского контроля имплементации механизма в следующем бюджетном цикле.
Безусловно, внедрение новых финансовых инструментов может быть сопряжено с высокими трансакционными издержками. Но, повторюсь, важно начать использовать на максимум уже существующие механизмы - это первостепенный и ключевой шаг. Недавно проведенная нами социология показывает, что почти половина жителей Арктики считают важным вклад крупных компаний в развитие территорий. При этом мы наблюдаем, что поддержка на уровне субъектов через инструменты налоговых льгот на вложения негосударственных структур в развитие социальной инфраструктуры (например, инвестиционных налоговых вычетов на социальные расходы согласно ст. 286.1 НК РФ) действует не во всех регионах, ограничивая тем самым потенциал инфраструктурных инвестиций»
Напомним, Максим Данькин является одним из авторов идеи и инициатором термина «опорные населенные пункты АЗРФ», приоритетное развитие которых сегодня определено задачами Правительства РФ.
Так, в 2022 году вышла его книга в соавторстве с рядом ученых «Опорные населенные пункты АЗРФ. Материалы предварительного исследования».