Юрий Трутнев: российская Арктика стала крупнейшей в мире специальной экономической зоной  

НИА-Заполярье

2020 04 23 04.50.26 1Вопросы развития Арктической зоны РФ и предоставления новых преференций для предпринимателей вошли в повестку пресс-конференции Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова.

Мероприятие прошло на площадке информационного агентства «Интерфакс», сообщает минвостокразвития.

Отрывая пресс-конференцию, вице-премьер напомнил, что полтора года назад Президент РФ Владимир Путин поставил задачу привести систему управления развитием Арктической зоны в соответствии с вызовами, стоящими перед страной. «Когда мы говорим о вызовах, то имеем в виду и внешние вызовы, связанные с ростом конкуренции за экономические возможности Арктики, и внутренние, связанные с оттоком населения, низким качеством жизни, отсутствием инфраструктуры», – пояснил Юрий Трутнев.

За прошедшие полтора года была реформирована Госкомиссия по вопросам развития Арктики. В структуре Правительства появилось Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, создан единый центр компетенций. Работа по Арктической зоне распространилась на полномочия институтов развития Дальнего Востока. Издан Указ главы государства «Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года». Разработаны проекты стратегий развития арктического региона и государственные программы. Основным механизмом реализации Основ станет «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Проект Стратегии подготовлен, согласован в Правительстве РФ и передан на рассмотрение в Администрацию Президента РФ.

Для инвесторов, работающих в Арктической зоне, сформирована система преференций. «Прежде всего мы считали важным создать систему преференций для инвесторов. Совершенно понятно, что другого способа развития экономики не существует. Кстати, хорошим подтверждением тому, что развитие экономики, развитие жизни и развитие социума – связанные процессы, является тот факт, что когда мы говорим об оттоке населения из Арктической зоны, то отток происходит не из всех территорий. Численность населения стабильна и даже прирастает на Ямале, Чукотке и в Норильске – там, где реализуются новые экономические проекты. На создание системы преференций мы просили полтора года. Задачи выполнены. 13 июля Президентом подписан пакет федеральных законов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктике. Имея в виду ранее (18 марта) подписанный закон о льготах для добычных проектов (в сфере и переработки углеводородного сырья) – базовую систему преференций в Арктике можно считать созданной», – отметил Юрий Трутнев.

Как подчеркнул вице-премьер, «вся российская Арктика стала специальной экономической зоной. Причем крупнейшей в мире (площадью почти 5 млн кв. км). Сегодня любой предприниматель, готовый вложить в Арктическую зону не менее 1 млн рублей (в любой не запрещенной на территории России деятельности), сможет получить статус резидента», – сказал он. Прием заявок на получение статуса резидента Арктической зоны начнется 28 августа.

В соответствии с принятыми законами инвесторы могут воспользоваться рядом льгот. Так, для проектов в сфере добычи и переработки нефти и газа установлены: НДПИ – 5% на 15 лет для проектов по добыче нефти на шельфе; НДПИ – 0% на 12 лет для проектов в сфере производства СПГ и газохимии; предусмотрено право регионов до нуля снижать региональную часть налога на прибыль; НДПИ – 0% на 12 лет для проектов по освоению новых нефтяных месторождений в Восточной Арктике; налоговый вычет из НДПИ в объеме инвестиций в инфраструктуру для новых нефтяных месторождений на Таймыре. Для проектов в сфере добычи и переработки твердых полезных ископаемых установлен НДПИ – половина действующей ставки на 12 лет для новых месторождений (но не более чем в объеме инвестиций в инфраструктуру, а также новые обогатительные или перерабатывающие мощности). Для недобычных проектов федеральная часть налога на прибыль составит 0% в течение 10 лет; регионы получили право до нуля снижать региональную часть налога; предполагается возмещение 75% объема страховых взносов в отношении новых рабочих мест. Для всех компаний обнулено НДС на морские перевозки и ледокольное сопровождение экспортных грузов.

«Мы провели работу со всеми арктическими регионами. На сегодняшний день они подтвердили готовность устанавливать льготные ставки по налогу на имущество, земельному налогу и упрощенной системе налогообложения. Кроме налоговых льгот предусмотрена возможность установления свободной таможенной зоны; предоставление со стороны регионов земельных участков без торгов; сокращенные сроки проверок со стороны контрольных органов; сокращенные сроки таможенного оформления грузов и экспертизы проектной документации. Необходимо привлечь как можно больше инвестиций в арктический регион. Никаких других способов экономического и, как следствие, социального развития не существует. Очевидно, мы будем анализировать, как будет работать созданная система преференций и при необходимости будем ее совершенствовать в целях развития экономики Арктической зоны», – пояснил Юрий Трутнев.

Инвесторам, реализующим проекты в Арктике, будут компенсироваться только страховые взносы. На этот объем компенсаций в федеральном бюджете планируется зарезервировать средства в размере 2 млрд рублей. «Образуются новые проекты, которые сначала будут платить меньше налогов в федеральный и региональный бюджеты, но это и является условием появления таких проектов, иначе они в Арктике не возникнут», - пояснил вице-премьер.

По словам Юрия Трутнева, инвесторы могут получить инфраструктурную поддержку для реализации инвестпроектов. Основным критерием станет мультипликатор проекта. Предполагается, что он будет не ниже 1 к 10. «Мы исходим из того, что на десять рублей частных вложений мы должны выделить 1 рубль инвестиций в инфраструктуру. Для этого у нас есть и предусмотрены средства государственной программы и инструмент, связанный с налоговым вычетом за счет вложения в инфраструктуру», – заметил он. Первый этап отбора на получение инфраструктурной поддержки был завершен 1 июля текущего года. В рамках первого этапа отбора в Минвостокразвития России поступили заявки на поддержку 13 инвестпроектов с частными инвестициями 212,5 млрд рублей. Соответствующими требованиям признаны 7 инвестпроектов с частными инвестициями 187 млрд рублей.

В мае этого года на территории Мурманской области сформирован ТОР «Столица Арктики». Мурманская ТОР создана для поддержки проектов, реализация которых уже начата и которые не попадают под действие арктических преференций. Первым резидентом ТОР стал Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений ПАО «НОВАТЭК» с объемом инвестиций 193 млрд рублей. Готовятся заявки от еще двух компаний для поддержки строительства терминала для перевалки удобрений в морском порту Мурманск и угольного терминала «Лавна». ТОР может быть расширена на инвестиционную площадку для строительства туристического кластера «Порт Лиинахамари». Идет согласование перечня земельных участков с Минобороны России.

Александр Козлов рассказал о работе по развитию Северного морского пути и увеличению грузоперевозок. В 2018 году объем грузоперевозок составил 20 млн тонн, в 2019 году – 31,5 млн тонн. В первом полугодии 2020 года наблюдается незначительный прирост (+2%) объема грузоперевозок в сравнении аналогичным периодом предшествующего года. По итогам текущего года ожидается объем грузоперевозок в размере 32 млн тонн. По поручению Юрия Трутнева Минвостокразвития России совместно с другими федеральными министерствами проводят оценку необходимых мероприятий по модернизации и созданию новой инфраструктуры Севморпути для обеспечения безопасности судов. Госкорпорация «Росатом» совместно с Минвостокразвития России проводит анализ мест для размещения портов-хабов Севморпути на западе и востоке, а также готовит экономическую модель создания российского контейнерного оператора для осуществления международных и каботажных перевозок по акватории. Эта работа должна быть завершена до конца 2020 года. «Мы ждем исполнение решений, которые озвучил Президент и которые уже начали исполняться. Это в первую очередь создание атомного ледокольного флота, который позволит обеспечить ледовую проводку судов для выполнения трафика. Это будет напрямую влиять на скорость прохождения грузов и на экономические расчеты компаний, которые будут перевозить свои грузы», - заметил он. Запланировано строительство не менее 5 универсальных атомных ледоколов проекта 22220, 3 атомных ледоколов проекта «Лидер», 16 аварийно-спасательных и буксирно-спасательных судов различной мощности, 3 гидрографических и 2 лоцмейстерских судов.

Обсуждение коснулось строящейся железнодорожной магистрали в Ямало-Ненецком автономном округе «Северный широтный ход». Новая магистраль разгрузит существующий южный маршрут, выходящий на Транссибирскую магистраль, возникнут новые железнодорожные подходы к месторождениям. Как уточнил глава Минвостокразвития России, реализация данного проекта заложена в инвестиционной программе ОАО «РЖД». В стадии проработки находится еще один проект – «Северный широтный ход – 2».

В соответствии с Указом главы государства «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» Правительству РФ поставлена задача расширить участие частных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на арктическом шельфе при сохранении со стороны государства контроля за их реализацией. Большинство разногласий по законопроекту по либерализации доступа частных инвесторов к шельфу Арктики урегулированы, однако остаются нерешенные вопросы с ФАС и Минэнерго России, касающиеся доли государства в консорциумах.

Поднимался вопрос о экологической и социальной ответственности компаний, участвующих в разработке полезных ископаемых в Арктике. Планируется провести проверку объектов и проектов на предмет соблюдения экологического законодательства.

Еще одной темой пресс-конференции стала поддержка социальной сферы. Для финансирования социального развития северных территорий создается Фонд развития Арктики. В Фонд планируется зачислять 50% налоговых и неналоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет от новых проектов, реализуемых с государственной поддержкой на территории Арктической зоны. Доходами Фонда станут поступления в результате уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога на добавленную стоимость (за вычетом суммы налога, возмещенной в установленном порядке), акцизов, таможенных пошлин, начиная с 2020 года. Средства Фонда могут предоставляться на субсидии (в том числе юридическим лицам), трансферты субъектам РФ, бюджетные инвестиции в рамках арктической госпрограммы. Создание Фонда поддержано Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным. Минфином России обсуждается механизм правового оформления работы Фонда. В соответствии с Общенациональным планом механизм должен быть принят до конца 2020 года.

Планируется запуск программы по предоставлению гражданам на арктических территориях земельных участков на безвозмездной основе. Такой механизм разработан Минвостокразвития России по инициативе арктических регионов. При разработке программы учитывалось, что в Арктической зоне проживает 2,5 млн человек, из них более 90% – в городах. Предложение по предоставлению «арктического гектара» поддержано Правительством РФ. Соответствующий законопроект подготовлен и проходит согласование с федеральными ведомствами. Арктические регионы определят территории, на которых будут предоставляться земельные участки; ограничений на предоставление участков рядом с городами на федеральном уровне не будет. При определении таких территорий регионы должны учитывать интересы коренных народов Севера. Участки предоставляются из расчета один гектар на человека в пользование на 5 лет, а при условии освоения землю можно будет оформить в собственность. В первые 6 месяцев участки будут предоставляться только местным жителям, после – любым гражданам России. Предоставление земельных участков начнется с 1 июня 2021 года.

Отдельное обсуждение было связано с поддержкой коренных малочисленных народов. Как пояснил Александр Козлов, принятые федеральные законы предусматривают комплекс мер по защите интересов КМНС в процессе развития Арктической зоны. Для этого в том числе будет создан Общественный совет Арктической зоны. Совет будет осуществлять мониторинг процессов взаимодействия резидентов и КМНС, принимать участие в разработке мер по охране окружающей среды в Арктике, готовить предложения по совершенствованию российского законодательства. Процесс формирования Общественного совета будет открытым, заявки смогут подать любые заинтересованные граждане. 1 раз в 2 года будет проходить ротация его состава. Формирование совета должно быть завершено в октябре 2020 года.

Также журналистов интересовали принимаемые меры в связи с таянием вечной мерзлоты. Как пояснил вице-премьер, на базе Минвостокразвития России создана рабочая группа, в которую вошли представители Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других научных и исследовательских организаций. В функционал рабочей группы входит мониторинг за ситуацией и разработка рекомендаций по минимизации рисков для реализации инвестиционных проектов и жизни людей в Арктике.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.