Участники экспедиции на яхтах "Жемчужина" и "Сибирь" преодолели морскую часть запланированного пути и подошли к Салехарду. Парусная экспедиция стартовала 1августа из Архангельска.
Она посвящена памяти советских морских конвоев, погибших в Белом, Баренцевом и Карском морях в годы Великой Отечественной войны. РГО выступает партнёром проекта.
Экспедиция, организованная ассоциацией "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области" и Российским центром освоения Арктики (г. Салехард) при поддержке финансово-промышленной группы "Газпромбанк", вышла из Архангельска, прошла по Северной Двине в Белое море и идёт по маршруту Севморпути до Салехарда. От Салехарда яхты продолжат путь по Оби и Иртышу до Омска.
"Цель экспедиции — привлечь внимание к событиям Великой Отечественной войны в Арктике. Уже с сентября 1941 года бассейн Западной Арктики был прикрыт нашим флотом. Нацисты посылали сюда свои подводные лодки, чтобы разрушать инфраструктуру Севморпути и топить конвои. Наши корабли препятствовали этому и, конечно же, в ходе боевых действий несли потери. На местах гибели советских кораблей мы спускаем на воду венки в память о погибших защитниках Арктики", — рассказывает директор по развитию ассоциации "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области" Глеб Плетнёв.
Затем экипажи яхт посетили место гибели корабля СКР-27 "Жемчуг" в горловине Белого моря и также спустили на воду траурный венок. В отличие от переоборудованных гражданских судов, СКР-27 "Жемчуг" проектировался для ведения боевых действий. На борту он имел серьёзное артиллерийское и зенитное вооружение для борьбы с надводными и воздушными целями, глубинные бомбы для уничтожения подлодок. Корабль был заложен в 1934 году на заводе им. Жданова в Ленинграде в серии пограничных сторожевых кораблей (ПСКР), в 1935 году был спущен на воду и вступил в строй морской части погранвойск НКВД. 11 августа 1941 года в точке с координатами 68°45' с.ш. 42°55' в.д. "Жемчуг" во время несения боевого дежурства был атакован немецкой подлодкой U-451. Весь экипаж — 61 человек — погиб.
В районе острова Колгуев в Баренцевом море участники экспедиции отдали дань памяти морякам тральщика Т-911 — бывшего рыболовецкого траулера РТ-76 "Астрахань", мобилизованного в 1941 году в состав Беломорской флотилии. 30 июля 1943 года немецкая субмарина U-703 атаковала конвой, сопровождавший транспорт "Рошаль" от острова Колгуев в губу Белушья на Новой Земле. Торпеда попала в кормовую часть тральщика. Из 42 членов экипажа погибли 28 человек.
В Баренцевом море яхты попали в шторм. В поисках наиболее удобного укрытия от шторма "Жемчужина" и "Сибирь" несколько раз прошли вдоль юго-западного побережья острова Колгуев.
"Подойти к острову близко на килевой яхте невозможно из-за мелководья. Ткнувшись килем несколько раз в дно в том месте, где его по карте быть не должно, мы благоразумно отошли подальше от берега на безопасную глубину и отдали якорь, — рассказывает участник экспедиции, медиаволонтёр РГО Игорь Сичка. — И пришёл шторм. Ожидаемый, но от этого не менее неприятный. С утра с юга коротко "дунуло" узлов 35, а через пару часов с запада зашли полноценные 50 узлов ветра. Мы выбрали позицию, защищённую от волны, завели два якоря, закрепили всё, что можно закрепить, и, подрабатывая двигателем, удерживали лодку против ветра и волны. Умом вроде понимали, что сделали всё, как надо, а всё равно не покидало ощущение тревоги. Перед стихией моря мы — букашки. И какое это облегчение — увидеть первые голубые просветы на небе, почувствовать, что ветер уже не рвёт на тебе одежду и лодку не так сильно швыряет на волнах! В общем, благополучно отстояли шторм, снялись с якорей и двинули дальше на восток в Карское море".
В устье Печоры участникам экспедиции часто встречались рыбацкие сети, поставленные прямо на судовом ходу. В одну из таких сетей яхты чуть не въехали — повезло, что рыбаки на моторных лодках вовремя предупредили о "ловушке".
"Судя по тому, как много лодок подходило к нам, чтобы просто рассмотреть вблизи или перекинуться словом, парусная яхта в здешних водах — экзотика дивная. Как, впрочем, и любое судно на реке уже событие и повод для долгого обсуждения", — рассказывает Игорь Сичка.
Участники экспедиции сделали остановку в Нарьян-Маре, столице Ненецкого автономного округа. По словам медиаволонтёра РГО Игоря Сички, город произвёл на экипажи яхт очень приятное впечатление.
"Маленький, чистенький, разноцветный. На всех пешеходных переходах светофоры, динамики, напоминающие вам не только о том, когда идти или стоять, но и какую улицу вы сейчас переходите. Есть, конечно, и старые бараки, но все они отделаны пёстрыми, разноцветными панелями. Везде пластиковые окна. Уж не знаю, как там внутри, но снаружи смахивает на северную Норвегию или Исландию", — отмечает Игорь Сичка.
Далее по пути следования экспедиции экипажи яхт возложили венки на воду около острова Матвеев вблизи места гибели буксирного парохода "Комсомолец". С 1941 года в числе других судов торгового флота Северного бассейна, переведённых на режим военного времени, "Комсомолец" обеспечивал перевозки для нужд армии. 17 августа 1942 года караван судов, в котором шёл пароход, был атакован подводной лодкой U-209, в ходе боя пароход загорелся и был выброшен на берег. 14 человек из 19, входящих в состав экипажа судна, погибли.
Около острова Вайгач, разделяющего проливы Карские Ворота и Югорский Шар, участники экспедиции спустили на воду венки в месте гибели спасательного судна "Шквал". Буксирный пароход с первых же дней Великой Отечественной войны был мобилизован в состав Аварийно-спасательного отдела Беломорской военной флотилии. В 1943 году судно подорвалось на германской мине. На судне было 50 человек, выжили из них только пятеро.
Другая остановка для возложения венков была сделана у берегов острова Белый в Карском море. На острове находится братская могила экипажей арктического конвоя БД-5. Конвой, состоявший из четырёх судов — транспортного судна "Марина Раскова" и трёх тральщиков, — вышел 8 августа 1944 года из Молотовска (ныне Северодвинск) на Диксон. На борту "Марины Расковой" находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. Корабль был потоплен 12–13 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый немецкой подводной лодкой U-365. Спасший часть экипажа и пассажиров тральщик Т-116 вернулся на базу. Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя.
Непосредственно на острове Белый экипаж экспедиции посетил братскую могилу военнослужащих конвоя БД-5, а также встретился с участниками проекта по очистке Арктики из Российского центра освоения Арктики. На Белом специалисты центра режут металлический мусор, упаковывают его, чтобы далее на судах переправлять в Архангельск. Кроме того, участники экспедиции посетили гидрометеостанцию им. М.В. Попова, работающую с 1932 года.
Следующим пунктом экспедиции стало село Сёяха, расположенное в средней части полуострова Ямал. Здесь участники экспедиции пополнили запасы топлива, продовольствия и воды, а также встретились с командой общественной экологической организации "Зеленая Арктика" и специалистами Российского центра освоения Арктики.
Глеб Плетнёв отмечает, что результатом путешествия может стать создание историко-культурного туристического маршрута вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
"Этот маршрут мы в перспективе рассматриваем и как туристический, как популяризацию арктического мореплавания на парусных судах. В перспективе возможно создание межрегионального экспедиционного маршрута вдоль побережья арктических морей Северного Ледовитого океана по объектам историко-культурного наследия Русского Севера. В походе мы проверяем наличие причалов и стоянок, возможности заправки топливом и пополнения запаса провианта", — рассказывает директор по развитию ассоциации "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области" Глеб Плетнёв.