Историки национального парка «Русская Арктика» рассказали о необходимости скорейшего спасения единственного в России поморского карбаса.
Об уникальной находке в Арктике рассказал начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика» Евгений Ермолов.
Остов старинного судна был обнаружен еще 5 лет назад на Восточном острове архипелага Большие Оранское острова близ Новой Земли (Южный кластер национального парка «Русская Арктика») в центральной части острова у юго-восточного склона плато, примерно в 150 метрах от береговой линии. Сотрудники национального парка «Русская Арктика» провели первичное обследование руин судна и зафиксировали их на камеру. Самым большим обнаруженным фрагментом оказался киль судна длиной около 5 метров.
– По периметру вокруг него находились восемь фрагментов шпангоутов различной габаритов, два штевня, две кницы штевней, два бортовых пояса с привальными брусьями и многочисленные фрагменты досок обшивки бортов. Все детали имели следы значительного выветривания древесины и загрязнения. Интересная деталь: в центральной части киля и на некоторых шпангоутах сохранились следы воздействия огня. Возможно еще в то время, когда судно было целым, внутри его разводили костер, который повредил детали лодки, но не уничтожил ее целиком. Уже после этого судно было перевернуто днищем кверху. В этом положении оно и разрушилось, – описывает увиденное историк Ермолов.
Экспедиции парка удалось вывезти на материк лишь небольшие фрагменты судна. Все объекты были отреставрированы Архангельским филиалом художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря. Сейчас находки с Оранских островов выставлены в экспозиции в визит-центре нацпарка «Русская Арктика» в Архангельске.
География строительства лодки, место, где она сделана, пока не определена. Для проведения дендрохронологических анализов, которые позволят понять время и место строительства судна, необходимы более крупные образцы, чем те, которые имеются сейчас у ученых.
По мнению специалистов, технология производства судна, обнаруженного на Оранских островах, архаичная. Суда аналогичной конструкции были найдены на месте расположения Мангазеи, в дельте Северной Двины, на Шпицбергене и Вытегре. Можно найти общие черты в конструкции киля и технологии крепления. Историк Ермолов уверен, шитое судно имеет отношение к поморам.
– Это поморское судно, промысловое, довольно небольшое. Оно пришло на Новую Землю не своим ходом. Скорее всего его привезли на борту большого судна – ладьи или кОча, – рассказывает Евгений Ермолов, – Для чего? Чтобы перемещаться между островами и быть более мобильными, вести промысел, для высадок на берег. Мы можем предположить, что на Оранских островах находятся останки поморского кАрбаса.
Специалист по реконструкции древних судов и технологий Михаил Наймарк, высказал интерес к находке в нацпарке «Русской Арктика», он уверен, что карбас на Новой Земле – уникален тем, что он единственный в настоящее время шитый карбас на планете:
– Каждая находка по-своему уникальна, но в данном случае, я вообще не знаю других находок такой сохранности этого типа судов, ни в России, ни за рубежом. Карбас по фото выглядит довольно «современным», такие шитые лодки еще использовались в деревнях в начале 20 века. Но интригует место находки – в 20 веке на Новую Землю попадали только организованные государственные экспедиции, а не крестьяне, промышляющие по своей инициативе. У экспедиций должны были быть современные вельботы и ялы промышленного изготовления. Выглядит так, как будто крестьянская лодка из глухой деревни где-нибудь в Карелии или Архангельской области, чуть ли не во времена советской власти, чудом попала на Новую Землю. Но необходимо очень важные детали уточнить, может оказаться что находка на самом деле намного древнее, в таком случае это еще более важная информация.
Эксперты солидарны в одном: сейчас самое важное, это извлечь и сохранить всю возможную информацию из находки, по возможности, вывезти на материк ее целиком.
Изучение поморского шитого судна на Больших Оранских островах может дать новую информацию о конструкции поморских судов и технологиях поморского традиционного судостроения. Также обследование территории вокруг судна может расширить представления об ареале промысловой деятельности поморов.