Арктические и дальневосточные регионы поддерживают законопроект о северном завозе

НИА-Заполярье

erp 90 2Регионы Дальнего Востока и Арктики поддерживают проект федерального закона «О северном завозе», разработанный Минвостокразвития России по поручению Президента России Владимира Путина и под контролем заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева.

Документ будет направлен на рассмотрение Правительства в конце октября.

«В свете новой арктической повестки, когда развитие Арктической зоны является одним из государственных приоритетов, разработка законопроекта о северном завозе является назревшим, важным решением. Президентом подписаны ключевые документы, определяющие новую политику по ускоренному развитию Арктики, создан и работает уникальный преференциальный режим для ведения бизнеса. Следующим важным этапом является создание системы действенных механизмов организации и государственной поддержки северного завоза», - отмечает заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Михаил Никифоров. По его словам, предусмотренное новым законопроектом участие федерального центра в организации северного завоза и в его финансировании с учетом особенностей всех регионов Крайнего Севера позволит систематизировать северный завоз, выстроить межрегиональные связи, обеспечить развитие экономики, укрепить энергетическую и продовольственную безопасность.

Всего в периметре северного завоза находится 25 регионов нашей страны. Ежегодно на закупку и доставку более 3 млн т грузов выделяется более 87 млрд рублей. Необходимость разработки законопроекта, описывающего принципиально новую систему управления завозом продуктов, лекарств, топлива и других жизненно важных товаров для людей, проживающих на труднодоступных территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызвана несовершенством действующих механизмов.

Наряду со сложными природно-климатическими условиями и инфраструктурными ограничениями, сбои в обеспечении северного завоза объясняются отсутствием координации и комплексного подхода к организации закупочных процедур и обеспечению транспортировки грузов. В результате сроки северного завоза срываются, розничная стоимость товаров, включающая наценку за неэффективные закупки и логистику, оказывается недоступной для большинства северян. В ряде регионов Крайнего Севера фиксируется кратное (в 2-3 раза) превышение розничных цен на социально-значимые продукты питания относительно стоимости аналогичных продуктов в Центральной России. Например, цены на хлеб, сахарный песок, масло растительное выше в 2,1 раза, пастеризованное молоко дороже в 3,3 раза.

Новеллы федерального закона «О северном завозе», направленные на решение накопленных за последние годы проблем, разработаны с учетом региональной и отраслевой специфики. Создана экспертная группа по вопросам совершенствования системы северного завоза, в которую входят представители Федерального собрания РФ, федеральных и региональных органов власти, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, ФАНУ Востокгосплан, Госкорпорации Росатом, других организаций.

По словам Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, законопроектом предусмотрена комплексная система управления северным завозом, которая является ключом к решению не только транспортно-логистических задач, но и к снижению цен по всей цепочке доставки грузов. Что, в свою очередь, позволит улучшить качество жизни людей на труднодоступных, но стратегически важных для нашей страны территориях.

Законопроектом введено само понятие «северного завоза», распределены полномочия в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнем власти, урегулирована закупочная деятельность, порядок доставки грузов, мониторинга и контроля, вводится комплекс мер поддержки участников северного завоза. Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития России.

Для грузов северного завоза, разделенных на три категории, впервые устанавливается приоритетный порядок транспортно-логистического обслуживания. К первой категории отнесены товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы (включая продовольствие, лекарства, медицинские изделия и др.), жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Такие грузы больше не будут простаивать в морских портах и терминалах в ожидании очереди на обработку. Для грузов северного завоза планируется ввести цифровую идентификацию.

Вводятся федеральные меры поддержки северного завоза - бюджетные кредиты регионам для закупки и доставки приоритетных грузов северного завоза и услуг, связанных с их поставками, а также субсидии для финансирования транспортных затрат. Законопроектом предусмотрено создание единого морского оператора. Эта компания будет обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам. Перечень грузов и услуг в сфере северного завоза, тарифы на которые будут регулироваться, а также порядок такого регулирования, определит Правительство РФ.

«Принятие этого закона будет в некотором смысле историческим шагом, поскольку со времен Советского Союза государство ещё не уделяло столь значимого и системного внимания вопросам Северного завоза. Очень рассчитываем на развитие Северного морского пути. Если выполняемые по нему рейсы станут регулярными и вызовут настоящее доверие среди предпринимательской среды, и поставки по нему продовольствия и иных товаров первой необходимости будут осуществляться на регулярной основе, то это будет отличным примером того, как государство и рынок нашли способ эффективного взаимодействия в решении насущных проблем населения северных территорий России», - говорит заместитель председателя Правительства Камчатского края Юлия Морозова.

Создается законодательная основа для развития опорной инфраструктуры, задействованной в северном завозе. Законопроект определяет источники финансирования работ по содержанию ключевых инфраструктурных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Для участников северного завоза вводится беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.

«Разработанный законопроект упорядочит взаимоотношения по организации северного завоза – тогда как сегодня каждый решает свои проблемы сам. Например, ресурсоснабжающие компании, которые занимаются энергоснабжением удаленных территорий, самостоятельно завозят грузы и несут финансовую нагрузку, которая в дальнейшем отражается в тарифах для потребителей и компенсируется из регионального бюджета. Упорядочивание северного завоза благоприятно отразится в том числе и на стоимости доставки продукции, появится предсказуемость. По сути, законопроект нацелен на то, чтобы превратить хаотичные действия каждого участника северного завоза в единую систему, создается новая система координат», - говорит заместитель председателя Правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктор Иконников.

Новый закон призван сделать северный завоз более прогнозируемым и прозрачным. Создается Федеральная система мониторинга северного завоза (ФГИС). В ней будут аккумулироваться все сведения, связанные с осуществлением северного завоза: от планов проведения закупок до результатов тендеров и движения грузов. Тем самым будет обеспечена единая информационная среда для участников северного завоза, гарантирована прозрачность закупок, созданы условия для ценовой конкуренции между поставщиками однородных товаров. Кроме того, в перспективе оперативные данные мониторинга будут использоваться для оптимизации логистических маршрутов.

Наряду с комплексом мер господдержки планируется ввести меры ответственности участников северного завоза - например, за нарушение правил приоритизации грузов северного завоза, непредставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации в ФГИС и др.

«Ранжирование грузов, их приоритизация, вкупе с возможностью цифрового сопровождения, при едином морском перевозчике, позволит усилить эффективность и прозрачность системы северного завоза. Такой подход позволит регулировать не только насыщенность грузопотоков, но и их очередность. Не будет таких ситуаций, когда на рынке в Магадане спрашиваешь: «А лука почему нет?», а тебе отвечают: «Да пароход еще не подошел». Законопроект неизбежно потянет за собой пересмотр той логистики, которая существует сегодня. Предусмотренные в законопроекте нормы позволят гибко и сфокусировано подходить к вопросам инфраструктурного развития северных территорий и финансовому обеспечению таких проектов. Принимать решения о том, где провести, например, дноуглубление, а где построить мост исходя из того, что эти вложения впоследствии сторицей окупятся при обеспечении северных регионов всем необходимым», - резюмирует заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.