Эксперт СКИ РАНХиГС о развитии Арктики

НИА-Заполярье

Kuliev1BО развитии Арктики рассказал эксперт Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фарман Кулиев.

Проблемы геополитической борьбы за ресурсы Арктики не нова. Арктика занимает важное место в жизни нашей планеты. И впервые о ней заговорили в начале 21 века.

Однако, в последнее время США часто говорят о своем отставании в освоении заполярных территорий. Начиная с 2009 г., когда была опубликована Директива № 66, Америка зафиксировала и открыто заговорила о геополитических интересах в Арктике, включая противоракетную оборону и обеспечения безопасности судоходства. С 2012г., в США был составлен отчет «Глобальные тенденции 2030: альтернативы мира», регион был назван важнейшей альтернативой для американской экономики. К 2020 г. американцы и страны НАТО увеличили свои военные базы за полярным кругом, насчитывалось уже 19. А со вступлением Финляндии и в дальнейшем Швеции в НАТО количество военных баз еще увеличиться.
В начале 2023 г. США уже провели тренировки на севере страны, в условиях холодного климата, с целью обработки вероятных действий в Арктическом регионе.
На современном этапе РФ уточнила приоритеты своей политики в рамках «северного вектора». Россия – самое крупное государство в высоких широтах. Без России в принципе невозможно решение наиболее острых проблем безопасности здесь, развития инфраструктуры и устойчивого судоходства Севморпути, научного сотрудничества, предотвращения чрезвычайных ситуаций в Арктике.
Арктические навигации последних лет, согласно мнению специалистов, показали, что в действующих климатических условиях плавание грузовых судов по СМП в различные порты Юго-Восточной Азии по сравнению с плаванием через Суэцкий канал сокращает время в пути от 7-ми до 22-х дней, что является важным экономическим преимуществом.
Плата за ледокольную проводку судов по СМП (с учетом нового гибкого тарифа) может быть приравнена к плате за проход по каналу. Исходя из этого, можно считать, что экономия времени рейса на десять суток эквивалентна уменьшению расходов судовладельца на 250-900 тыс. долл. за рейс в зависимости от объема и вида грузов.
Россия и Индия, Россия и Китай обсуждают углубление взаимодействия в Арктике.
У РФ есть определенные преимущества в данном регионе, в частности технологии, т.е. атомный ледокольный флот, а также объекты военного назначения. В целом, превосходство России объясняется как географическими, так и экономическими факторами. У России есть богатый опыт осуществления через СМП снабжения городов по маршрутам Северного ледовитого океана.
В июле 2022 г. президент России Владимир Путин утвердил новую Морскую доктрину. В ней Северный морской путь и Арктика отнесены к жизненно важным районам обеспечения национальных интересов России в Мировом океане. Они непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны. Утрата контроля над ними может поставить под угрозу национальную безопасность и само существование России.

 

«Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. Наша задача — сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» - В.В. Путин.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.