Еще сохранились на нашей планете места, на которые редко ступает нога человека. Здесь ты – первооткрыватель, ты – автор новых туристических троп, и ты решаешь, какие эмоции от увиденного увезти с собой. Эти места чисты от информационного шума и «делового напряжения». Здесь все равны, и даже топ-лидер крупной корпорации не сможет уйти от обязанности чистить картошку для общего обеда.
Это место последнее географическое открытие – архипелаг Северная земля.
К северу от полуострова Таймыр между Карским морем и морем Лаптевых раскинулись четыре крупных острова (Октябрьской революции, Большевик, Пионер, Комсомолец) и множество мелких островов. До революции архипелаг называли Землей Николая II, а сами острова носили имена членов императорской семьи
Мне посчастливилось в августе 2023 года попасть на остров Большевик.
С высоты вертолетного полета Северная земля с ее плавными изгибами и легкой океанской дымкой кажется женщиной, решившей вздремнуть.
Уже на подлете осознаешь – про тайминг лучше забыть. Полярный день с его нежной золотистой ночью, мягкая, с вспрысками яркого незабудочника почва, живность, абсолютно тебя не боящаяся, – и ты мгновенно теряешь чувство бдительности. Хочется как минимум поспать, максимум – засесть в позу лотоса и медитировать (даже если вы, как и я, протестуете против духовных практик).
Точкой нашей остановки стала ледовая база "Мыс Баранова" Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. «Крупнейшая российская гидрометеорологическая полярная обсерватория. Находится вблизи мыса Баранова на острове Большевик архипелага Северная Земля» (цитата с сайта https://www.aari.ru/)
Работники полярной станции дружелюбно встретили нас у себя. Друзья, это настоящая интеллектуальная элита на краю земли! Они влюблены в свое дело, живут вдали от семей по полгода и больше, рассказывают о невзрачных для обывателя вещах с такой любовью, что невозможно не влюбиться в науку! А еще они чемпионы по метанию камней "блинчиком"! Мои старания и опыт деревенской шпаны не спасли от сокрушительного разгрома.
Здесь, я впервые приняла участие в гидро исследованиях, узнала, что в гигрометре (прибор для измерения влажности) используется человеческий волос (была мысль подарить прядку своих, но прибор капризен и принимает дары только от натуральных блондинок). Нас прокатили по острову на самодельном вездеходе, показали, как вымывают золото из полярных рек (сразу скажу – это сложно, холодно, мокро и совсем не романтично).
Отдельного рассказа требует полярная столовая, здесь центр культурной жизни Большевика: большая библиотека, коллекция настольных игр, музыкальные инструменты и интернет!
Еду готовит повар - научный сотрудник: рассольник, каша с сосиской, печенье и сгущенка на десерт. Всё как в детстве. Нагулявшись по острову, уплетаешь обед за обе щеки! Опаздывать на обед нельзя, у научных сотрудников есть график работ.
Остатки еды нужно самому специальной щеточкой смахивать в ведро с отходами (даже если ты никогда в жизни не мыл посуду), рисковать оставляя тарелку грязной не стоит – получишь строгий вербальный выговор от повара.
Здесь же самая северная баня! Это не типичная дровяная баня с парилкой. Жар здесь электрический, но после долгого пути он дает эффект качественного спа-салона. После бани, поглаживая собак-полярниц, можно наблюдать за проливом Шакальского и его жителями.
Рядом со станцией в озере обосновались кольчатые нерпы, частые гости белые медведи (меня они не навестили, а вот ребята со станции часто их от себя отгоняют), редкие виды птиц стаями и одиночно пролетают прямо над головой.
Мы провели на станции два дня и настолько подружились с местными, что провожать нас собрались все научные сотрудники базы. Обнимались на прощанье как с близкими родственниками.
На следующий день мы должны были долететь до залива Ахматова к большому леднику, но Северная земля решила нас не пускать, а значит есть повод вернуться!