Новая стратегия США в Арктике, принятая в июле 2024 года, не является чем-то кардинально новым в части «арктического видения» США, уверена эксперт ПОРА, научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Стрельникова. По её мнению, озвученная причина обновления стратегии («быстрые стратегические и физические изменения в регионе») выглядит малоубедительной и представляется крайне слабым обоснованием для оправдания еще большей милитаризации региона под видом «работы с союзниками и партнерами, чтобы сохранить Арктику как безопасный и стабильный регион».
«Повышенную «тревогу» в США вызвали два ключевых фактора: во-первых, процессы изменения климата, которые, к слову сказать, протекают уже не один десяток лет, и, во-вторых, с каждым годом набирающее обороты сотрудничество России и Китая в Арктике, амбиции которых США непременно нужно «обуздать».
В стратегии намечаются три основных направления деятельности:
Примечательным фактом является то, что конкретные планы США в Арктике в стратегии не отражены. Весь документ пронизывает одна и таже мысль о критической важности Арктического региона и необходимости вооруженным силам США «повысить готовность к операциям в высоких широтах».
Ставшей уже традиционной антироссийской и антикитайской направленности политики США и конфронтационному характеру всех последних стратегий этой страны можно противопоставить только конструктивный подход, проводимый Россией в отношении эффективного сотрудничества в макрорегионе с теми акторами, ключевой задачей которых является, сотрудничество ради рационального использования природных ресурсов, развития транспортных коридоров, повышения социально-экономического уровня районов Крайнего Севера, повышения в целом транспортной и инфраструктурной связанности региона.
Представляется, что если уж Пентагон придает в своих документах Арктике критическую важность, то крайне важно делать что-то конкретное для поддержания устойчивого развития этого региона, а не из раза в раз проводить нарратив об удовлетворении собственных амбиций, за счет «обуздывания» амбиций других.
Что касается сотрудничества стратегических конкурентов США – России и Китая, то оно носит конструктивный характер в части сохранения мира и стабильности в регионе. В 2017 году была создана российско-китайская рабочая группа по сотрудничеству в Арктике, действующая на постоянной основе. И за последние восемь лет ни одно официальное заявление России и Китая о стратегическом партнерстве и сотрудничестве не обходилось без включения в него вопросов по сотрудничеству России и Китая в Арктике. А именно вопросов, касающихся: кооперации в области совместных научных экспедиций, полярного туризма и охраны окружающей среды (Совместное заявление, 2017), поддержки сотрудничества в области научных исследований, туризма и экологии (Совместное заявление, 2018), климата (Совместное заявление, 2019), устойчивого развития Арктики (Совместное заявление, 2022), поддержания мира, стабильности и развитие конструктивного сотрудничества в Арктике (Совместное заявление, 2023), сохранение экологической системы Арктического региона, сотрудничества в области судостроения и развития логистической инфраструктуры (Совместное заявление, 2024). В целом по совокупному объему прямых иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры российской Арктики из всех стран-членов БРИКС КНР является бесспорным лидером – более 90 млрд долларов за последнее десятилетие.
Более того, представляется, что более или менее определенная риторика так называемого коллективного Запада, представляющего Россию и Китай в качестве угрозы установившемуся мировому порядку, является системным фактором еще большего сближения Москвы и Пекина по ряду вопросов, в том числе связанных с освоением Арктики. В то же время как западные, так и российские эксперты отмечают, что политика сдерживания обеих держав в региональном и глобальном измерениях вынудит последние активизировать сотрудничество в арктическом макрорегионе. В результате, благодаря ресурсному и техническому потенциалу, именно Россия в партнерстве с КНР будут влиять на формат международного сотрудничества в Арктике».