С 21 по 26 ноября в Москве проходил форум «Дни Арктики в Москве», на котором, в том числе, обсуждались вопросы доступности природных богатств российского Севера. На полярную кладовую рассчитыв
С 21 по 26 ноября в Москве проходил форум «Дни Арктики в Москве», на котором, в том числе, обсуждались вопросы доступности природных богатств российского Севера. На полярную кладовую рассчитывают и бюджет, и частный бизнес. Запасы углеводородов только на континентальном шельфе оцениваются в 9–10 млрд условных тонн. При этом, как сообщил на форуме министр природных ресурсов и экологии РФ, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Сергей Донской, неразведанный потенциал углеводородов на российском шельфе Арктики огромен.
Сейчас власть и бизнес ведут активный диалог, кто и на каких условиях будет проводить разведку ископаемых и их добычу, в том числе обсуждают проект закона "О развитии арктических территорий".
В стратегию арктической экспансии укладывается и оживление Северного морского пути (СМП), который может не только связать Арктику с материком, но и стать приносящим деньги в бюджет страны транспортным коридором из Европы в Азию. По словам первого заместителя руководителя администрации СМП Николая Монько, в текущем году его ведомство выдало 688 разрешений на проход судов по СМП.
Главным источником развития СМП остаются внутренние перевозки и вывоз добываемых в арктической зоне сырьевых ресурсов. Основные объемы грузов перевозят в Обскую губу, порты Сабетта и Дудинка.
Сегодня основной пользователь СМП – компания "Норникель". Круглогодичная навигация на СМП была открыта в 1978 г. С самого начала норильский комбинат был активным участником перевозок по экстремальному маршруту. Для этих целей в СССР были построены суда усиленного ледового класса, приписанные к Мурманскому морскому пароходству, движение которых на трассе СМП (вплоть до порта Дудинка) осуществлялось под проводкой атомных ледоколов.
Масштаб деятельности транспортно-логистического комплекса «Норникеля» можно понять, проанализировав объем перевозок по СМП. Среднегодовое его значение в 2013–2015 гг. – около 4 млн т, включая наливные и транзитные грузы. Объем перевозок "Норникеля" – около 1,2 млн т в год, что составляет почти треть от всего объема перевозок по СМП. Более того, в 2013 г. этот показатель достиг 40%.
У "Норникеля" есть собственный транспортный флот ледового класса, что позволяет обеспечить круглогодичные поставки продукции в Европу своими силами и не зависеть от сторонних перевозчиков и капризов погоды. К началу 2000-х в компании было сформировано понимание необходимости создания собственного флота как в связи с приватизацией транспортных судов, обеспечивавших доставку грузов заполярного филиала "Норникеля", так и в связи с отсутствием на тот момент перспектив возобновления атомного ледокольного флота. В 2006 г. на воду был спущен контейнеровоз ледового класса "Норильский никель", положивший начало собственному арктическому флоту компании, который был сформирован к 2009 г.
Сегодня флот состоит из шести судов усиленного ледового класса ARC7, построенных в Финляндии и Германии. Эти суда способны ходить среди льдов толщиной до 1,8 м без сопровождения ледоколов благодаря особой системе движителей Azipod. Компания стала первой использовать такие движители для преодоления льдов. Примеру "Норникеля" последовали другие игроки нефтегазовой отрасли, работающие в Арктике.
У арктического флота "Норникеля" есть и социальная нагрузка: зимой это единственная альтернатива самолету при доставке грузов с материка для жителей Норильского промышленного района и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Помимо флота, "Норникель" владеет несколькими речными и двумя морскими портами – это Дудинка и перегрузочный терминал в Мурманске. Дудинка, откуда продукция компании отправляется заказчикам, – уникальный речной и морской порт, расположенный на Енисее, в 220 морских милях от Карского моря. Это крупнейший действующий порт на трассе СМП. В 2015–2016 гг. объем перевалки составил около 3,7 млн т в год, в т.ч. около 2,6 млн т в ограниченный период речной навигации на реке Енисей. Дудинка – единственный порт в мире, причалы которого подвержены затоплению. Каждый год из-за весеннего паводка и ледохода в устье Енисея основная часть причалов порта затапливается. На это время с затапливаемой части убираются сооружения и оборудование и возвращаются на свои места после схода воды.
Учитывая эту природную особенность, при модернизации кранового хозяйства порта компания сделала выбор в пользу мобильных кранов, которые самостоятельно покидают затопляемые причалы и возвращаются на них после схода воды. Это позволило увеличить время работы порта не менее чем на неделю против использования традиционных портальных кранов, перемещение которых с причалов носило сложный и длительный характер.
Для полного обеспечения собственных транспортных потребностей "Норникель" ведет масштабную модернизацию перегрузочного терминала в Мурманске. Она включает реконструкцию второго причала Мурманского транспортного филиала (МТФ) "Норникеля". Это один из приоритетных проектов компании, инвестиции в который составят около 2,4 млрд руб.
После закрытия устаревшего никелевого завода в Норильске весь файнштейн, производимый заполярным филиалом компании, должен перерабатываться на Мончегорской промплощадке Кольской ГМК в Мурманской области. Это существенно увеличивает грузопоток по маршруту Дудинка–Мурманск, а также количество судов, обрабатываемых на перегрузочном терминале МТФ.
Реконструкция дополнительных причальных мощностей с дноуглублением позволит увеличить грузопоток почти в два раза – с 780 тысяч до 1,5 млн т в год. Длина нового причала составит 310 м. Он сможет принимать суда с осадкой до 11,2 м (сейчас – около 6 м), а сам перегрузочный терминал МТФ будет обрабатывать одновременно от двух до трех судов. Ввод в эксплуатацию причала №2 планируется в первом квартале 2017 г. Сосед МТФ – Мурманский морской торговый порт, крупнейший в мире порт за Полярным кругом, планирует перевалить в 2016 г. 14,8 млн т грузов. Но это в основном навалочные грузы. Доля генеральных грузов составляет менее 0,5%, всего лишь около 54 000 т.
В будущем вся портовая инфраструктура на СМП будет меняться, приспосабливаться под возрастающий объем грузов и новые суда. Активное освоение Арктического региона России, по сути, только началось и двигается небыстро – климат суров, а доступ к богатейшим ресурсам сложен и дорог.
Власти и ученые предлагают разные решения по увеличению транспортной доступности заполярного региона – от ледокольной флотилии до дирижабельного отряда. О том, как эти вопросы решает "Норникель", работающий на Крайнем Севере не один десяток лет, в интервью журналу «Компания» рассказал старший вице-президент-руководитель блока сбыта, коммерции и логистики "Норникеля" Сергей Батехин.
– Сергей Леонидович, готов ли "Норникель" инвестировать в развитие инженерной и социальной инфраструктуры в Арктике?
– Полностью финансировать строительство современной транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере государство сегодня не готово, поэтому на бизнесе в регионе лежит заметная нагрузка по ее созданию и поддержанию.
"Норникель" считает себя ответственным не только за свои промышленные активы, но и за целый регион. Компания формирует около трети бюджета Красноярского края, а также напрямую финансирует значительное количество инфраструктурных проектов. За более чем 80 лет работы в Арктике мы накопили уникальные компетенции, знания и технологии, которые могут помочь раскрыть весь потенциал северного региона России. В частности, сегодня "Норникель" является основным пользователем Северного морского пути, на его долю в последние три года приходится около трети грузооборота.
– Содержать собственный ледокольный флот – удовольствие дорогое... Не хотели избавиться от непрофильных активов?
– Мы считаем свои транспортные активы профильными, это залог экономической безопасности, потому что они обеспечивают гарантированную бесперебойную работу промышленных предприятий компании. В модернизацию и ремонт своих судов "Норникель" планирует вложить до 2020 г. более 2,2 млрд руб. Эти инвестиции позволяют содержать флот в состоянии, соответствующем самым строгим регламентам. К тому же, такие суда оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.
Необходимо добавить, что транспорт "Норникеля" играет важную социальную роль. В частности, флот компании обеспечивает так называемый северный завоз – доставку нефтепродуктов и медикаментов для всего региона.
Большое участие в северном завозе принимает Енисейское речное пароходство – дочернее предприятие. В 2016 г. в населенные пункты Красноярского края было доставлено свыше 100 000 т угля и нефтепродуктов. Кроме того, компания помогает коренным малочисленным народам Севера: доставляет топливо, продукты, использует суда и вертолеты для передислокации рыболовов и охотников. Ежегодно в Дудинку флот доставляет около 110 000 т продовольственных грузов и товаров народного потребления.
– Вы упомянули еще один вид транспорта, часто используемый на Севере, – вертолеты. У вас свой отряд?
– Да, "Норильск авиа". С 1 ноября так называется бывший норильский филиал авиакомпании "Таймыр". Это единственное в регионе вертолетное авиапредприятие. Оно оперативно реагирует на любые ситуации во всех сферах производственной и социальной жизни региона. Речь не только об обеспечении деятельности "Норникеля" (перевозке вахт, технологического оборудования, продуктов и др.), но и о выполнении поисково-спасательных операций, перевозке пассажиров на местных воздушных линиях. С помощью вертолетов компания ведет своевременный ремонт оборудования, предотвращает возникновение внештатных и аварийных ситуаций в газотранспортной системе, что крайне важно, учитывая климат. Без вертолетного парка невозможно бесперебойно снабжать газом потребителей в Норильском промышленном районе.
– Все-таки основным и самым быстрым каналом доступа на материк для самого Норильска остается авиасообщение. Ждут ли какие-либо изменения единственный аэропорт Алыкель?
– Сегодня один из важнейших для всего региона транспортный проект – реконструкция взлетно-посадочной полосы норильского аэропорта Алыкель. Это яркий реальный пример государственно-частного партнерства, который еще раз подтверждает высокий уровень социальной ответственности компании.
Финансирование ведется по федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России". На его реализацию 3 млрд руб. направил "Норникель", а 9,6 млрд руб. – федеральный бюджет. Проект реконструкции имеет важную социальную составляющую, поскольку аэропорт – единственные для города ворота в "большой мир". Компания настояла, чтобы на время ремонта аэропорт не закрывался, и вместе с региональными и авиационными властями был найден компромиссный вариант. С мая по сентябрь, на время ремонта ВВП, аэропорт сможет принимать самолеты, предназначенные для региональных перевозок, которые будут подвозить норильчан к соседним хабам. Оттуда жители города смогут отправиться на традиционный летний отдых. "Норникель" заранее прорабатывает изменение графика отпусков, чтобы каждый сотрудник с семьей смог реализовать свои планы.