Старший вице-президент «Норникеля» по стратегии и развитию Александр Грубман: «Ожидаемый эффект реализации программы производственных инициатив может превысить 600 млн долларов»

НИА-Заполярье

“Норникель” вплотную занялся раскрытием потенциала своих сотрудников и запустил большую программу, которая должна решить две важные задачи: дать им возможность проявить себя и повысить эффективност

“Норникель” вплотную занялся раскрытием потенциала своих сотрудников и запустил большую программу, которая должна решить две важные задачи: дать им возможность проявить себя и повысить эффективность всей компании. О том, какие результаты можно ожидать от обоюдовыгодного взаимодействия, «Заполярному вестнику» рассказал старший вице-президент – руководитель блока стратегии и развития бизнеса “Норникеля” Александр Грубман.

– В июле в Заполярном филиале стартовала программа производственных инициатив, ее цель – повысить вовлеченность сотрудников и эффективность самой компании, сократив при этом операционные расходы. Какие результаты от этой программы можно ждать?

– Программа производственных инициатив позволяет решить сразу две задачи: дать сотрудникам возможность принимать более активное участие в жизни компании, вовлечь их в происходящие изменения, а также, благодаря “инициативам снизу”, повысить эффективность всего “Норникеля”. Что сегодня является важнейшей задачей для компании.

Проект по работе с производственными инициативами открывает сотрудникам новые возможности для реализации их собственного потенциала. Коллеги могут предлагать идеи по совершенствованию производства на своих участках и в цехах, а также выступать с инициативами по повышению эффективности и сокращению издержек в целом. Каждая производственная инициатива будет рассмотрена и оценена.

Надо сказать, что работники компании и раньше могли предложить что-то полезное для своего предприятия, но часто они не знали, куда идти с этими предложениями, какова их судьба, не готовы были иметь дело с бюрократической волокитой. Новая программа призвана сократить путь от идеи до ее воплощения.

– Как это будет выглядеть на практике?

– На практике это начинает работать следующим образом: в каждом подразделении создаются рабочие группы, которые будут рассматривать, анализировать и оценивать инициативы, делать необходимые расчеты. На основании экспертного мнения по каждой инициативе будет приниматься решение относительно ее дальнейшей реализации. В целом возможность выступить с инициативами позволит людям вовлечься, внести конкретный вклад в повышение эффективности и улучшение показателей всей компании, своего предприятия. И как результат – больше заработать.

В проекте предусмотрена и мотивационная составляющая. Мы готовы поддерживать производственные инициативы каждого сотрудника и ожидаем очень большой эффект от программы, потому что лучше людей на конкретных рабочих местах никто не знает, как сделать технологический процесс более качественным, более эффективным.

Программа повышения эффективности стартовала в компании в прошлом году. Цели по оптимизации издержек и производительности установлены на уровне 20–25 процентов, задача – в течение трех лет ежегодно повышать эффективность на семь процентов. В реализацию программы вовлечены 44 предприятия, филиалы и РОКС группы. В проработке находится около 1000 инициатив.

– Можно уже делать какие-то выводы?

– Да, первые результаты есть, но их получить, как правило, проще всего. Значительная часть эффекта в 2018 году обусловлена “единовременными” мероприятиями. Чтобы добиться устойчивых показателей, чтобы эффективность продолжала расти, нужно больше интересных, качественных инициатив. Конечно, важную роль играет и мотивация. Часть средств от экономии будет направляться на поощрение сотрудников. Это позволит повысить вовлеченность работников в предложение качественных инициатив, а также обеспечит их заинтересованность в успешной реализации программы.

Ожидаемый эффект реализации программы может превысить 600 млн долларов. По итогам прошлого и нынешнего годов у “Норникеля” есть возможность выйти в лидеры по динамике роста производительности и постепенно сокращать накопившееся отставание перед конкурентами.

– На какие индикаторы в первую очередь компания обращает внимание при достижении цели по повышению эффективности?

– Амбициозной цели не достичь, если только одно направление работает безупречно. Важно добиться стабильного улучшения во всех сферах. Но главное – это люди. Особое внимание будет уделяться тому, насколько эффективно выполняет свои задачи каждый работник. При этом важно, чтобы инициативы по повышению эффективности исходили от сотрудников, которые досконально знают свой участок работы и понимают, что именно можно улучшить.

– Как вы оцениваете текущее состояние компании, насколько она эффективна?

– В 2013 году была запущена стратегическая пятилетка, которая предусматривала значительную перестройку наших технологических цепочек, серьезнейшую модернизацию металлургических мощностей и реализацию комплексных решений для накопившихся экологических вопросов.

Практически все задуманное удалось сделать, несмотря на колебания цен на металлы, неопределенность на рынках капитала и сложную геополитическую обстановку. Мы не только успешно решили необходимые операционные вопросы, но и обеспечили акционеров высоким уровнем доходности, который составил более 60 процентов за последние пять лет.

Наша управленческая команда создала задел для перехода к следующему этапу. На нем мы делаем упор на повышение эффективности. Несмотря на существующую благоприятную рыночную конъюнктуру, “Норникель” обязан учитывать потенциальные негативные тенденции и принимать превентивные меры защиты. Работа над повышением эффективности как раз и является таким “ресурсом” на случай неблагоприятной конъюнктуры.

Мы также приступаем к реализации амбициозного “Серного проекта” стоимостью 2,5 млрд долларов. Наша цель – “Норникель” должен соответствовать экологической повестке и иметь соответствующую “экологическую репутацию”. И мы обязательно ее достигнем.

У нас есть все, чтобы стать самой эффективной горно-металлургической компанией в мире: лучшее в мире рудное тело, профессиональные сотрудники. Однако конкуренция все больше растет, и нам нужно быть очень эффективными. Те 20 процентов, на которые мы планируем повысить эффективность за три года, – это только начало. Необходимо запустить систему постоянных улучшений.

– Что может сделать для этого рядовой сотрудник?

– Каждый сотрудник должен знать, какова глобальная цель компании. Это позволит более качественно выполнять работу, потому что будет понятно, как то, что человек делает на своем рабочем месте, влияет на итоговый результат. Если такое понимание есть, сотрудник может предлагать те самые качественные инициативы, о которых мы говорили. А чем больше эффект улучшений, тем большую отдачу получит каждый.

Мы не ставим никаких ограничений. Инициативы могут касаться не только производства, но и улучшений условий труда, состояния рабочих мест, охраны труда и техники безопасности. В компании работают десятки тысяч людей. И если каждый принесет одну, две, три инициативы – думаю, результат получится весьма существенный.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.