Новый экспонат маневрового паровоза серии 9П нашли в Краснодарском крае, отреставрировали и доставили в Дудинку, оттуда в Норильск, в музей под открытым небом. Паровоз 9П начал работать на Норильском комбинате в 1941 году и трудился здесь до декабря 1972-го. Компактный и неприхотливый, мощный и надежный, этот паровоз-труженик стал одним из символов становления и развития комбината. Как пишет ИА «Таймырский телеграф», его называли танком-паровозом по причине отсутствия у него тендера и размещенных по обеим сторонам котла емкостей (баков) для хранения запасов воды и топлива. В качестве топлива использовался мазут, а с приходом тепловозов – сливаемое с них отработанное масло. Масса паровоза в рабочем состоянии составляла 55 тонн.
Как сказал на открытии памятника и. о. директора Заполярного филиала «Норникеля» Олег Елисеев: «Это наша с вами история. Память о норильских железнодорожниках, которые в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время в тяжелейших экономических и экстремальных погодных условиях развивали наш комбинат. Железнодорожная сеть Норильска – уникальный объект в мире, настоящая дорога жизни, самая крупная ведомственная сеть в России. Мне хочется сказать слова благодарности Предприятию железнодорожного технологического транспорта, которое сохраняет свою историю, и пожелать музею ПТЖТ процветания и пополнения новыми образцами».
Заместитель главы Норильска Андрей Малков поблагодарил энтузиастов, которые смогли в свое время убедить руководство Заполярного филиала в необходимости создать музей развития Норильской железной дороги и представить горожанам образцы железнодорожной техники разных лет. И отметил: «Вы смогли создать в Норильске еще одну точку культурно-исторического притяжения». Действительно горожане часто приезжают сюда фотографироваться и просто погулять.
В этом году исполнилось 65 лет открытия в Норильске движения по широкой колее, 65 лет сдачи в эксплуатацию здания железнодорожного вокзала и, по словам руководителя предприятия железнодорожного технологического транспорта Александра Гороховского, «этим значимым событиям посвящено установление нового памятника. Я благодарен руководству компании за то, что нам дали возможность таким образом отметить труд норильских железнодорожников, кто более 80 лет ведет по рельсам свои составы, ремонтирует полотно, обеспечивает бесперебойную работу северной магистрали».
Маневровый паровоз серии 9П стал седьмым экспонатом на открытой площадке музея строительства и развития Норильской железной дороги. В августе здесь установили электрический маневровый тепловоз ТЭМ-2-УМ. Началось же формирование музея на улице Вокзальной в 2011 году. Первым экспонатом стал контактный промышленный электровоз серии IV-КП-I 031.