Арктические компании России нуждаются в новых ледоколах

НИА-Заполярье

Arctic Express2На Восточном экономическом форуме «Норникель», «Росатом» и Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, входящий в «НК «Роснефть», заключили соглашение о намерениях совместно проектировать и построить двухтопливный ледокол.

Старший вице-президент, руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля» Сергей Дубовицкий в беседе с корреспондентом «Ъ» пояснил, почему возникла потребность в новом судне такого типа, а также рассказал о перспективах развития ледокольного флота.

Новый ледокол будет работать на дизельном топливе и природном газе, он заменит ледокол типа «Таймыр»/«Вайгач», активно использующийся «Норникелем»  в Енисейском заливе и западной части акватории Северного морского пути. Старое судно работает с 1989 года, и срок вывода его из эксплуатации намечен на 2027-2029 годы.

«Первый этап нашей совместной работы — формирование технического задания на этот ледокол. По габаритам, по ширине еще предстоит определиться. Вероятно, он будет более универсальным, то есть более мощным и, возможно, шире, чем ледокол типа «Таймыр». Стоимость будет зависеть от характеристик, которые мы заложим. До двух лет точно уйдет на проектирование, еще несколько лет — на строительство. Но точного графика пока нет. Дальневосточный центр судостроения и судоремонта обладает полным комплексом мощностей от научно-проектировочных до собственно судостроительных мощностей. Думаю, что «Росатомфлот» должен здесь сказать последнее слово как будущий эксплуатант ледокола», - пояснил Сергей Дубовицкий.

Что касается финансирования, то, как рассказал старший вице-президент «Норникеля», есть два его варианта:— «Росатом» самостоятельно строит ледокол, а  компания заключает долгосрочный контракт как потребитель строит ледокол, либо «Норникель» софинансирует проект с передачей ледокола в эксплуатацию в «Росатом» и одновременным заключением соглашения об оказании ледокольных услуг с «Атомфлотом».

«Наша задача — получить один ледокол. Но деятельность других компаний в Арктике сейчас только возрастает, очевидно, что производство новых ледоколов — один из ключевых элементов успешной реализации всех инвестиционных проектов. Я думаю, что задача «Росатома» и судоверфи «Звезда» — на основе этого проекта создать целую серию таких ледоколов», - отметил Сергей Дубовицкий.

Выбор двухтопливной технологии для ледокола, по словам старшего вице-президента, был обусловлен экологичностью сжиженного природного газа, хотя применение такой технологии стоит дороже.  «По дизельному топливу в свою очередь есть вопросы, связанные с хранением и с выбросами диоксида углерода. Но в связи с необходимостью создания СПГ инфраструктуры в Дудинке с нуля обсуждения продолжаются: в конце концов нам надо получить рабочее решение», - рассказал он.

Потребность в новом ледоколе у «Норникеля» возникла в связи с возросшим за последние 2-3 года грузопотоком, связанным, в первую очередь, с инвестпроектами компании, для реализации которых нужно поставлять металлоконструкции, оборудование и пр. При этом время безледокольной навигации ограничено – оно длится  с конца июня до октября, остальные полгода «Норникель» нуждается в ледокольных услугах.

«По результатам прошлой зимней навигации ледовая обстановка была сложной, ледоколов не хватало, и их ресурс подходит к концу. Это общая проблема — потребность в ледоколах растет не только у нас, но и у других компаний в Арктике. Новые ледоколы нужны. Например, у нас намечается инвестиционная программа более чем на 2 трлн руб., поэтому мы точно готовы поучаствовать», - подчеркнул Сергей Дубовицкий.

Кроме того, в планах у «Норникеля» строительство одного СПГ-ледокола полностью за свой счет к 2024–2025 году. Компания  построит ледокол и передаст его в долгосрочную эксплуатацию «Росатомфлоту» с заключением соответствующего соглашения об оказании ледокольных услуг в адрес «Норникеля». Ледокол будет строиться за рубежом из-за сжатых сроков.  

Вопрос сотрудничества с государством по строительству ледоколов, как отметил старший вице-президент «Норникеля», пока открыт: ««Росатом», по сути, проводник государственной политики по развитию Северного морского пути, поэтому я бы рассматривал, например, возможные формы государственного софинансирования или какой-то господдержки через программы «Росатома». У нас большая программа, в том числе модернизации портового хозяйства, и пока в этой части мы такой механизм не нащупали. Например, к 2027 году мы планируем обновить на 100% весь наш крановый парк в порту Дудинка. Мы только начали диалог с коллегами из Минпромторга, и соответствующая работа еще предстоит».


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.