Интеграция Целей устойчивого развития ООН через государственно-частное партнерство: опыт «Норникеля»

НИА-Заполярье

gasumyanovСтарший вице-президент по развитию государственно-частного партнерства «Норникеля», доктор экономических наук Владислав Гасумянов в журнале «Международная жизнь» рассказал об опыте «Норникеля» интеграции целей устойчивого развития ООН через государственно-частное партнерство.

В июне 2019 года компания «Норникель» представила ежегодный отчет об устойчивом развитии за 2018 год «Новый «Норникель»: стратегия в действии», в котором отчиталась по основным непроизводственным показателям и ключевым проектам. Наиболее значительными являются достижения компании в сфере экологии, охраны труда и промышленной безопасности, а также в вопросе повышения эффективности и модернизации производства. Данный отчет получил высокую награду Vision Awards и вошел в число 100 лучших публичных нефинансовых отчетов мира.

Согласно данному отчету, «Норникель» сохраняет лидирующие позиции в сфере экологической и социальной ответственности среди предприятий российской горно-металлургической отрасли, реализует программу производственной эффективности, которая является одним из стратегических приоритетов компании, усиливает поддержку развития регионов присутствия.

В отчете наглядно показана интеграция Целей устойчивого развития ООН в повседневную деятельность компании. Это не обязательное требование международного института, это добровольная инициатива компании, ее приверженность принципам ООН, готовность идти в ногу со временем, приносить пользу и следовать единому вектору развития мирового сообщества. Это повышает доверие к компании среди инвесторов, партнеров, общества и ее сотрудников.

Повестка дня устойчивого развития ООН до 2030 года была принята в 2015 году всеми странами - членами Организации. Она состоит из 17 Целей устойчивого развития, которые являются призывом к действию для всех участников глобального партнерства. Цели ориентированы на улучшение условий в социальной, образовательной, экологической и экономической сферах жизни общества.

Предшествовавшие Целям устойчивого развития Цели развития тысячелетия (принятые в 2000 г. с перспективой до 2015 г.) в большей степени предполагали ad hoc решения, необходимые для урегулирования и стабилизации ситуации в мире, сложившейся в начале XXI века, таким образом борясь с последствиями, но не искореняя причины проблем. ЦУР, в свою очередь, в большей степени направлены на долгосрочную перспективу, длительное сотрудничество и инвестиции. Они основаны на принципе взаимозависимости государства, бизнеса, общества и окружающей среды и предполагают образование партнерств, поиск инновационных решений, применение глобальных подходов и комплексных решений поставленных задач.

Финансирование ЦУР обсуждалось на мероприятии высокого уровня ООН в сентябре 2017 года. Руководство ООН и участники мероприятия сошлись во мнении, что в этом вопросе стоит ориентироваться на Аддис-Абебскую программу действий, которая была принята на третьей Международной конференции ООН по финансированию развития (Аддис-Абеба, 13-16 июля 2015 г.). План действий, определяющий источники финансирования, охватывает проекты, касающиеся борьбы с бедностью и болезнями, а также экономического развития и защиты окружающей среды. Эти же задачи лежат в основе 17 Целей устойчивого развития ООН. Таким образом, ЦУР ООН и Аддис-Абебская программа действий представляют собой в определенном роде «Дорожную карту» для международного сообщества на пути к более благополучному будущему, всеобщему развитию и процветанию.

В свете амбициозной Повестки дня ООН до 2030 года в области устойчивого развития одним из механизмов достижения поставленных целей может стать государственно-частное партнерство (ГЧП) - с этим соглашаются эксперты ООН, представители государств-участников и бизнеса. В Аддис-Абебской программе действий признается, что государственно-частное партнерство является одним из ключевых элементов в вопросе финансирования и поддержки устойчивого развития.

Документ предусматривает расширение возможностей для ГЧП, а также выработку единых основополагающих принципов для такого партнерства, создание базы знаний по данному вопросу и обмен лучшими практиками на международных площадках. Это стало бы важным шагом к выработке универсальных подходов к ГЧП и в первую очередь общепринятого определения ГЧП, которое позволит унифицировать понимание данного механизма. До сих пор в мировой правовой практике не существует единого определения государственно-частного партнерства. Подходы к условиям ГЧП в правовых системах разных стран также отличаются в зависимости от объема частных инвестиций и характера партнерств.

Однако, независимо от терминологии, для всех проектов ГЧП характерны определенные общие критерии: вовлеченность публичного и частного партнера, частичное или полное финансирование проекта частным партнером, долгосрочный характер и инфраструктурные объекты в качестве предмета соглашения. В российской экономике правовые инструменты ГЧП находятся в стадии формирования. 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», после чего ГЧП и МПЧ в России стали развиваться в новой парадигме.

В законе о ГЧП дается следующее определение государственно-частного партнерства: «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества».

Опираясь на текущее законодательство и следуя своей политике в области устойчивого развития, компания «Норникель» на национальном уровне реализует множество проектов инфраструктурного, инвестиционного, благотворительного и социального характера, большинство из которых отвечают тем или иным ЦУР ООН и одновременно подпадают под категорию государственно-частного партнерства либо имеют потенциал ГЧП при условии дальнейшего развития российской и международной нормативно-правовой базы в этой сфере.

Наибольшее число ЦУР ООН так или иначе связано с вопросами экологии и защиты окружающей среды. Сумма вложений «Норникеля» в экологические проекты до 2023 года в Норильском промышленном районе составит 2,5 млрд. долларов. В планах компании - целевое снижение объемов выбросов диоксида серы в Норильске к 2023 году на 75%, а также 50-процентное снижение объемов выбросов диоксида серы в поселке Никель на Кольском полуострове к 2019 году.

Усилия «Норникеля» в сфере экологии подкреплены соглашениями с уполномоченными органами государственной власти. Например, в 2017 году «Норникель» подписал соглашение с правительством Мурманской области по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды при реализации инвестиционных проектов. Соглашение направлено на сохранение естественных экологических систем и природных ландшафтов Кольского полуострова.

В этом году «на полях» Красноярского экономического форума «Норникель» заключил соглашение о взаимодействии с Минприроды России, Росприроднадзором и правительством Красноярского края. Документ предусматривает сотрудничество компании с федеральными и региональными органами власти в реализации комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Норильске.

Также компания поддерживает целый ряд природных заповедников, расположенных в относительной близости от ее производственных площадок в Мурманской области и на Таймыре. Благодаря этой поддержке в заповедниках формируется эффективная научная база и реализуются различные исследовательские проекты.

Развивать экологический туризм, в том числе на особо охраняемых природных территориях, а также реализовывать крупные экопроекты целесообразно на принципах государственно-частного партнерства. Для этого необходимо соответствующее законодательное регулирование, определяющее механизм и условия ГЧП в сфере экологии и туризма.

Другой важной сферой, которая имеет потенциал для ГЧП, является здравоохранение. Одна из ЦУР ООН сформулирована как «Хорошее здоровье и благополучие», и целый ряд мероприятий «Норникеля» соответствует задачам в рамках этой глобальной цели. Во-первых, перечисленные выше природоохранные меры способствуют улучшению экологической обстановки в регионах присутствия, а следовательно, уменьшаются риски для здоровья местного населения. Во-вторых, безусловным приоритетом «Норникеля» является забота о здоровье сотрудников компании, и реализуемые в этой области программы снижают динамику профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Однако в рамках текущего российского законодательства проекты ГЧП в сфере здравоохранения носят преимущественно инфраструктурный характер. Между тем компания обладает более обширными ресурсами и опытом для содействия развитию здравоохранения в широком смысле. Соглашения с соответствующими государственными и международными структурами пока отсутствуют. Тем не менее перспективы сотрудничества с Международной организацией труда, Министерством труда Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации представляются взаимовыгодными.

ЦУР ООН №4 «Качественное образование» предполагает обеспечение доступа к образовательным ресурсам и повышение качества знаний и профессиональных навыков. «Норникель» развивает образовательную инфраструктуру, сотрудничает с ведущими вузами России, реализует целый ряд стипендиальных и образовательных проектов, часть из которых можно также отнести к ГЧП.

В 2017 году была создана базовая кафедра корпоративной безопасности ПАО «ГМК «Норильский никель» в структуре Международного института энергетической политики и дипломатии (МИЭП) МГИМО МИД России. Кафедра специализируется на подготовке специалистов в области экономической, корпоративной, информационной, объектовой, внутренней безопасности, а также международного сотрудничества в профильной сфере.

В июне 2019 года «Норникель», Московский физико-технический институт (МФТИ) и IBM заключили соглашение по созданию в Москве (на базе МФТИ) центра компетенций для проведения научных исследований и подготовки специалистов в области разработки цифровых технологий для горнорудной отрасли с использованием открытого программного обеспечения и специализированных решений.

В целом перспективы для ГЧП в образовательной сфере весьма обширны, однако их воплощение требует дальнейшего развития российского законодательства на данном направлении.

Наибольшие возможности для реализации проектов ГЧП таким промышленным гигантом, как «Норникель», существуют, безусловно, в рамках ЦУР ООН №9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура». Компания реализует множество инфраструктурных проектов ГЧП: реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильска «Алыкель», строительство Быстринского горно-обогатительного комбината, проведение волоконно-оптической линии связи из Нового Уренгоя в Норильск протяженностью 956 километров, строительство железной дороги Нарын-1 (Борзя) - Газимурский завод.

Помимо этого, открываются перспективы для ГЧП в сфере информационных технологий, особенно принимая во внимание недавние поправки к закону №224-ФЗ, согласно которым к объектам ГЧП теперь относятся «программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы и сайты в сети Интернет или других информационно-телекоммуникационных сетях», а также «центры обработки данных».

«Норникель» уделяет особое внимание вопросам обеспечения информационной безопасности производства и критически важных объектов промышленности. Основываясь на своей экспертизе и исходя из интересов российской индустрии, а также принимая во внимание глобальный характер угроз в этой сфере, компания выступает с рядом инициатив по кибербезопасности на международных площадках: разработка и продвижение Хартии информационной безопасности критических объектов промышленности, предложение о создании постоянной контактной рабочей группы по вопросам информационной безопасности в Арктическом регионе, предложение о формировании Координационного совета по вопросам международной информационной безопасности с участием представителей ведущих предприятий и органов государственной власти стран - участниц Центральноамериканской интеграционной системы, а также Российской Федерации.

Учитывая активную позицию государства на мировой арене по проблематике международной информационной безопасности, было бы важным «укрепить» российские подходы посредством привлечения бизнеса к международному процессу. Выработка общих инициатив и их дальнейшее продвижение «на полях» международных организаций, обмен лучшими практиками, принятие совместных мер по борьбе с киберпреступностью - все это может стать основой для сотрудничества государства и бизнеса на принципах ГЧП.

Наконец, невозможно представить успешную реализацию повестки дня устойчивого развития ООН без налаживания глобального взаимодействия, заключения и поддержания долгосрочных партнерств, которые основаны на общем видении, принципах и ценностях и ориентированы на благополучие всего мирового сообщества. Именно поэтому ЦУР №17 «Партнерство в интересах устойчивого развития» призывает в том числе стимулировать и поощрять эффективное партнерство между государственным и частным секторами и организациями гражданского общества, опираясь на опыт и стратегии использования ресурсов партнеров.

«Норникель», будучи одним из «крупных игроков» как на национальной, так и на международной арене, выстраивает ответственные партнерства, основываясь на принципах устойчивого развития и учитывая интересы компании и отрасли в целом. Так, в 2008 году компания заключила соглашение с МИД России о сотрудничестве в сфере противодействия незаконному обороту драгоценных металлов.

Партнерство с МИД России, основанное на принципах ГЧП, стало отправной точкой для выдвижения международной инициативы по противодействию незаконному обороту драгоценных металлов. При участии «Норникеля» и внешнеполитических ведомств России и ЮАР был подготовлен проект резолюции «Борьба с транснациональной организованной преступностью и ее возможными связями с незаконным оборотом драгоценных металлов».

Данная резолюция была принята на заседании Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) в июле 2013 года. Она положила начало комплексному исследованию проблемы, которое проводилось специалистами Межрегионального исследовательского института ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ) с применением разработок химико-криминалистического бюро «Норникеля».

Результатом многолетней работы международных экспертов, консультаций и согласований стал текст очередной резолюции, в которой содержатся рекомендации государствам-членам по мерам и практикам противодействия контрабанде драгоценных металлов. После одобрения Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию данная резолюция была принята на заседании ЭКОСОС в июле 2019 года.

В 2015 году соглашение о взаимодействии было подписано с Федеральной таможенной службой. Данное соглашение носит практический характер и нацелено на эффективное противодействие незаконному трансграничному обороту металлургической продукции.

Вышеуказанные партнерства не только демонстрируют пример успешного сотрудничества, в том числе международного, основанного на принципах ГЧП, но и служат общим целям устойчивого развития.

Повестка ООН в области устойчивого развития сформировала благоприятные условия для реализации проектов ГЧП как на региональном, так и на международном уровнях. Еще в 2002 году по итогам Всемирного саммита устойчивого развития ООН, прошедшего в Йоханнесбурге (ЮАР), государства-члены признали важность привлечения всех участников международного сотрудничества к процессу достижения глобального устойчивого развития и в том числе значимость вклада частного сектора в формирование равноправных и устойчивых сообществ.

Цели устойчивого развития ООН до 2030 года расширили поле для создания партнерств, на примерах которых теперь формируется база знаний и лучших практик в данной области. Продолжение глобального диалога под эгидой ООН с привлечением к такому обсуждению государств-членов, гражданского общества и частного сектора с целью выработки универсальных подходов к ГЧП позволит сделать государственно-частное партнерство одним из наиболее эффективных механизмов решения задач в рамках достижения ЦУР ООН. 

В свою очередь, дальнейшее усовершенствование законодательства в сфере ГЧП также требуется и на национальном уровне. Это позволит разнообразить механизмы и принципы государственно-частного партнерства внутри сраны и сформировать уполномоченные институты, ответственные за координацию процесса взаимодействия в рамках таких партнерств.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.