21 января 2025 года Проектный офис развития Арктики провёл заседание дискуссионного клуба, посвящённое развитию промышленного туризма на севере. Эксперты поделились своим мнением о том, как «выжать» из этой сферы максимальный эффект для арктической экономики.
Каждый шестой инвестиционный проект в Арктике реализуется в сфере туризма. По количеству туристов среди регионов лидируют Мурманская область, Архангельская область и ЯНАО.
По сравнению с 2023 годом, турпоток в регионы АЗРФ в 2024 году вырос на 20% и составил 1,2 млн человек, сообщила заместитель директора инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Мария Бадмацыренова.
«Арктический туризм, мне кажется, надо рассматривать как такую работу, которая формирует патриотические чувства у наших граждан особенно остро. Особенно это заметно в восточной части арктического побережья, за Карскими Воротами на восток, потому что действительно покоряют эти огромные расстояния и та действительность, которая человека там окружает», — уверен постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при президенте РФ, первый заместитель председателя правительства региона Андрей Федотов.
Он отметил существующий сегодня перекос: туристы едут в основном в западную Арктику, так как это дешевле и логистически проще, чем попасть в ее восточный сектор. «Мне кажется, что надо подумать специально о развитии арктического туризма в северо-восточной части нашей страны. И здесь, конечно, наша республика готова и поделиться своим опытом, и стать пилотным регионом, где бы могли сойтись все наши усилия», — добавил Федотов. Он также назвал некоторые потенциально интересные красоты Якутии, например, село Найба на берегу Северного Ледовитого океана или похожие на каменных людей скалы-кигиляхи, которые считаются “местами силы”.
И.о. руководителя Центра развития туризма и культуры Архангельской области Екатерина Кузнецова поделилась опытом создания виртуального тура “Промышленность Поморья”, целью создания которого было повышение инвестиционной привлекательности региона. По ее словам, сейчас в Архангельской области действуют такие проекты, как «Ягодный корпоратив», разрабатывается ещё один виртуальный промышленный тур. В регионе более 1500 промышленных предприятий, что даёт большой потенциал для роста. Однако тормозят процесс сложности, связанные с секретностью и режимом многих из них, особенно оборонно-промышленных.
Управляющий партнер ИТП «Урбаника», преподаватель Высшей школы менеджмента СпбГУ Евгения Арефьева привела данные собственного исследования. Она сообщила, что объемы промышленного туризма в целом по России составляют около 1,4 млн чел в год. При этом лидерами по привлечению туристов являются большие металлургические предприятия.
Модератор дискуссионного клуба, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников подчеркнул: «Мы видим, что промышленный туризм в России резко растёт. И регионы этим серьёзно занимаются. Особенно, конечно, это важно для моногородов в Арктике». Он добавил, что важно привлекать в эту сферу детей, у которых такие экскурсии вызывают интерес к промышленному производству и предпринимательству.
Однако экскурсии для детей являются скорее социальными проектами и не интересны большим промышленным предприятиям с точки зрения получения прибыли, отмечают многие эксперты.
Один из вызовов промышленного туризма состоит в том, чтобы найти точки пересечения интересов крупного бизнеса и других аудиторий: «Нужно найти какие-то подходы и форматы, чтобы предприятиям это было выгодно. А индустриальному наследию уже не нужно никого рекрутировать, там логика другая. В своё время в качестве витрины Советского Союза, такого фронтира показывали Игарку, привозили туда международных журналистов. А сейчас она совершенно, к сожалению, не в той ситуации», — констатировал заведующий кафедрой территориального развития Президентской академии Дмитрий Соснин.
Специалист Агентства развития Норильска по направлению «Развитие туризма» Екатерина Болтачева в своем выступлении сказала: «Как норильчанам, так и гостям города хочется прийти на заводы, спуститься в шахту, попробовать арктическое мороженое или какие-то северные деликатесы. Индустриальный характер города раскрывается через его уникальные производства. Следовательно, туризм не только становится инструментом развития экономики, но и формирует новые форматы досуга для жителей города. Нам важно, чтобы появлялись новые форматы, которые в целом будут способствовать развитию условий для человеческого капитала на территории».
Эксперты сходятся в том, что промышленный туризм в Арктике — явление не слишком массовое, но при должном подходе способное не просто быть высокомаржинальным, но и способствовать долгосрочному развитию региона. При этом важно предоставить хороший сервис взыскательному туристу, чтобы он вернулся с желанием порекомендовать поездку другим, а не плюясь.
«Большой потенциал именно промышленного туризма в арктической зоне лежит в плоскости соединения бизнес-сообществ, деловых объединений с возможностями региона. Наша задача — не просто привезти человека, один раз все показать и потом гори оно огнём, зато он немножко денежку оставил. Наша задача — закрывать вопросы и с дополнительными инвестициями, с будущими кадрами, и с диверсификацией бизнеса тех предпринимателей, которые вывели свои капиталы из-за рубежа. Это люди, которые сегодня определяются, летят они в Кейптаун, либо они полетят в Артику», - подытожила генеральный директор АНО «Национальное агентство развития предпринимательства» Юлия Алферова.