Первый заместитель генерального директора ГМК «Норильский никель» Павел Федоров: Потенциал по созданию акционерной стоимости «Норильского никеля» велик

НИА-Заполярье

Новая стратегия ГМК «Норильский никель» направлена на реализацию первоклассных активов,  повышение стоимости Компании и увеличение ее конкурентоспособности. Являясь на сегодняшний день одной из крупнейших металлургических компаний мира, «Норильский никель» продолжает работу над раскрытием полного потенциала первоклассных производственных площадок.

Новая стратегия ГМК «Норильский никель» направлена на реализацию первоклассных активов,  повышение стоимости Компании и увеличение ее конкурентоспособности. Являясь на сегодняшний день одной из крупнейших металлургических компаний мира, «Норильский никель» продолжает работу над раскрытием полного потенциала первоклассных производственных площадок.

О методах повышения эффективности, которые использует ГМК, рассказал в интервью газете «КоммерсантЪ» первый заместитель генерального директора - исполнительный директор компании "Норильский никель" Павел Фёдоров.

Он отметил, что важной частью Стратегии является реструктуризация металлургического передела компании, и здесь, безусловно, якорным проектом является ускоренное - в 2016 году - закрытие Никелевого завода 1942 года постройки, расположенного в городской черте Норильска - не только потому, что модернизировать его уже физически невозможно, но и по экологическим соображениям.

Павел Федоров: Проект ускоренного закрытия самого завода обойдется нам более чем в 11 млрд руб. к 2016 году, при этом связанные инвестиции в перенос производств на другие площадки, изменения конфигурации металлургии превысят 70 млрд руб. Но мы осознаем, что остановка завода - это принципиальное улучшение экологии для города и его жителей, это важный социальный проект. Остановка и закрытие завода будут увязаны с модернизацией других производств, которые компенсируют выбывающие мощности Никелевого завода, перенос ряда мощностей на площадку Надеждинского завода, инвестиции в рафинировочные мощности на Кольском полуострове.

Такой же процесс оптимизации мы проходим сегодня и с горно-обогатительным переделом - так, например, еще раз переосмысливаем подходы к отработке наших основных запасов, инвестируем средства в развитие и модернизацию Талнахской обогатительной фабрики. Основным критерием успеха нашей работы является устойчивое повышение отдачи на капитал в перспективе трех-пяти лет.

Мы считаем, что потенциал по созданию акционерной стоимости, докапитализации "Норильского никеля", велик. И наша первостепенная задача - помочь нашим первоклассным производственным площадкам раскрыть этот потенциал. У нас отличные российские активы, в развитие ресурсной базы и человеческого капитала которых мы будем и дальше инвестировать деньги.

Корреспондент: Что заставило вас задуматься о повышении эффективности?

Павел Федоров: Ключевой причиной принятия новой стратегии с четким фокусом на эффективность стал скорее внутренний фактор, а именно согласование якорными акционерами компании общего видения развития бизнеса: акционеры хотят видеть бизнес высокоэффективным, глобально конкурентоспособным. Ресурсная база позволяет "Норильскому никелю" быть одним из мировых лидеров отрасли не только в объемных показателях, но и с точки зрения прибыльности и показателей роста. Эффективность для нас - это, прежде всего, процесс устойчивого повышения отдачи на капитал, повышения качества инвестиционного процесса, работы с издержками и снижения непродуктивного капитала в бизнесе.

Принятая Стратегия позволит нам выйти из целого ряда непрофильных или неприбыльных бизнесов. Этот процесс касается не только наших зарубежных активов, но и ряда непроизводственных активов на территории РФ. При этом, чем дальше, тем больше мы задаемся вопросом о том, что именно является для нас профильным бизнесом. Например, небольшие углеводородные месторождения, которые наши геологи обнаруживают по ходу реализации своей основной производственной задачи,- это профильный бизнес? Скорее нет. Можно ли их магнетизировать? Наверное, да. Возникает множество подобных вопросов, и тот объем капитала, который является "излишним" для целей эффективной профильной деятельности, исчисляется несколькими миллиардами долларов. Только в прошлом году компания получила более $1 млрд за счет снижения оборотного капитала, на данный момент более $150 млн получено за счет продажи непрофильных активов. Процесс идет.

Корреспондент: Вы повышаете эффективность двумя способами - выходом из активов сомнительной прибыльности и модернизацией существующих производств?

Павел Федоров: Наша стратегия четко сфокусирована на устойчивом повышении отдачи на капитал на основе первоклассных активов компании. Это активы, которые имеют большой масштаб, высокую прибыльность и долгий срок жизни. Эти активы мы развиваем, для них мы работаем над определением оптимального места приложения инвестиций, капитала в цепочке создания стоимости и собственно инвестируем. Из всех остальных активов, которые для нас являются непроизводственными или непромышленными, мы выходим.

Мы идем от логики производственного процесса. Мы взяли технологически сложный металлургический передел с целым рядом изношенных мощностей и глубоко, серьезно его реструктурировали. Приняли решение о закрытии Никелевого завода, переносе рафинировочных мощностей на Кольскую ГМК, об исключении толлинга на нашем финском заводе "Харьявалта" -- этот завод будет полностью загружен продукцией "Норильского никеля" через два-три года. Такая же работа сегодня проводится в части горно-обогатительного передела. Практическая реализация этих планов - это сложный, многолетний процесс, многие миллиарды долларов инвестиций. "Норильский никель" - это огромная производственная машина, качественный разворот которой требует многих лет.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА Заполярье" в telegram.